dr-mart

Немного про российский ритейл.

В 2014 году мой друг вышел в ритейл с очень узкой идеей. Я тогда думал, что вообще-то лучше не бежать туда, где нет конкуренции, а бежать лучше туда, где есть большой рынок, а там уже попытаться за счёт лучшего менеджмента надрать всем задницу. То есть, сказал я, надо идти в продуктовый ритейл.

Мой друг ответил: что там уже мегаконкуренция и поезд уже ушел.

Теперь циферки из свежего обзора Sberbank CIB — Russian Retail: Disrupted by Specialists.

5 специализирующихся ритейлеров: Детский Мир + ВкусВилл + FixPrice + Красное&Белое + Бристоль
Выручка выросла с 89 млрд руб в 2013 до 490 млрд руб в 2017

Число магазинов 2013-->2017 
К&Б = 1000 --> 5268
Бристоль = 240 --> 3040
FixPrice = 1000 --> 2461
ВкусВилл = xз --> 670 (+220 за 12 мес)

Выручка, млрд руб 2013-->2017 
К&Б = 23 --> 215
Бристоль = 240 --> 3040
FixPrice = 1000 --> 2461

Опрос: 84% населения регулярно посещают один из этих магазинов, 64% верят, что в них лучше, чем в обычных универмагах и гипермаркетах.

Вывод 1: мелкому игроку всегда найдется место на большом рынке, особенно если зайти с партизанской стратегией

Короче, Сбербанк КИБ посчитал, что около 120 млрд рублей выручки эти 5 ритейлеров «откусили» у крупнейших трех сетей.

смотришь на планы наших публичных ритейлеров по открытию новых магазинов — и диву даешься — за чей счет-то рост?
сумма расходов населения не растет, а лишь перераспределяется между игроками. С рынка никто не уходит, все пытаются держаться, а от этого идет давление на маржу.

Вывод 2
: я пока не вижу светлого будущего для российских публичных ритейлеров. Особенно меня беспокоит Магнит, который собирается в соответствии со своей новой стратегией продавать товары для больных, зверюшек и детей. Боюсь фокус только утратят за счет расширения ассортимента...

Итак, если в целом:
  • конкуренция в 2019 продолжит расти --> масса новых магазинов
  • рынок не растет: ожидать роста расходов неоткуда
  • расходы на топливо растут и повышается НДС на 2пп в 2019
  • цены под давлением конкуренции снижаются
  • => LFL должен падать
  • => маржа должна дальше сужаться
★4
43 комментария
Доступ к банкам надо иметь. Быть в доле. Тогда все будет хорошо! :)))
В городе, где сейчас живу была смешная продуктовая сеть. Сбер дал кредит на миллиард :) под реконструкцию супермаркета :) В итоге перенесли входную группу :) Украсили шариками :) Сейчас владелец где-то за бугром :) Купается в океане в районе Сейшелов или Мальдивов :)
avatar
Trendovik, число магазинов и выручка = повторяются…
avatar
Южное Бутово, Магниту надо отделы в магазинах открывать «Белое и Красное» :) и бухариков со всей округи приучать к культурному распитию горячительных напитков :) Учить культурно нажираться :)
avatar
смотришь на планы наших публичных ритейлеров по открытию новых магазинов — и диву даешься — за чей счет-то рост?

Как правильно тут недавно отмечали: экономика России — это айсберг. Официальный ритейл растет за счет всплытия подводной части.
В целом для экономики, доходов государства это хорошо, но мелкий и часто во многом серый ритейл загибается.
В Москве еще лет 5 официальный непродовольственный ритейл будет расти хорошими темпами, если один лишь «Садовод» закрыть.
avatar
trader_95, сравнение супер!!! при этом айсберг тихонько тает, но видимая часть увеличивается.
avatar
рынок не растет: ожидать роста расходов неоткуда
Рынок растет всегда, а продуктовый тем более, не меньше чем на процент инфляции.
avatar

+1 за то что Магнит станет ближе к покупателю и будет откусывать у ТЦ.

Человеческую лень – дойти до ближайшего ТЦ, или до соседнего дома никто не отменял. 

avatar
 
Особенно меня беспокоит Магнит, который собирается в соответствии со своей новой стратегией продавать товары для больных, зверюшек и детей. Боюсь фокус только утратят за счет расширения ассортимента...
Пока что реальные шаги по экспансии рынка следует ждать как раз от магнита. Фармритейл уже ерзает, поскольку придется подвинуться. В моменте самые успешные аптеки в магазинах, ибо эффект синергии.
avatar
Ни разу не был в К&Б — убедили пойду зайду :)
Тут недавно закрылся «Я Любимый» — вот была хорошая жратва там держали его армяне как я понял... 
Магнит в МСК — гауно, на юге получше даже.
В Питере есть какая то сетка мне понравилась очень, название не вспомню правда уже :)
Ашаны тут скурвились полностью, Магнолия после смены хозяев или хз чего стали намного лучше!
avatar
Свой Мужик, я кстати тоже
Тимофей Мартынов, ну если кто не выпивает, там делать нечего. Насчет алкоголя любых видов КБ все конкуренции, там настоящее немецкое пиво по 50-60 руб за 0,5. При том, что везде наше 0,45 по той-же цене. Про коньяк лучше не говорить, не поверят. А водку, чтоб можно было пить, больше нигде не продают.
avatar
consar, Где Вы видели там настоящее немецкое пиво (в России только магазинах оно есть и цена там от 200) — наклейку я любую и сам сделать могу хоть немецкое, хоть чех, хоть голанд. Водку я беру только когда или в организации или кому нибудь подгон делаю (и беру не в КБ). Сам пью самогон (у спеца беру). Спиртное в сетях у нас ГМНО (пиво нормальное найти надо в Москву ехать и то в спец. магазин). Пару раз заходил в КБ так посмотреть жалом поводить — нет вина нормального даже, про водку и пиво даже говорить не о чем. Паленку с акцизом продают(((
avatar
AlCh, покупай пиво в барах, там продает местное крафтовое, варится небольшими объемами
продавать товары для больных

Это что за товары такие? Лекарства?
avatar
Geist, ну да, я имел ввиду Аптеки
Выручка, млрд руб 2013-->2017 
К&Б = 23 --> 215
Бристоль = 240 --> 3040
FixPrice = 1000 --> 2461

  • рынок не растет: ожидать роста расходов неоткуда

как то это совсем не вяжется.
www.retail.ru/rbc/pressreleases/148276/

X5 — выручка рост 2016 — 27% 2017 25%
Магнит выручка рост 14% 6%

Есть конечно у кого и падает, но вот так однозначно говорить я бы не стал.



avatar
Магнит может сожрать Дикси или Ленту или ОК или еще какую-либо небольшую сеть.
avatar
Самые дурики Перекрёсток и Билла — сигареты не продают
avatar
purpe, странно Перекресток у нас банчит сигаретами… А вот Бристоль, сначала торговали табаком, потом что то перестали. Спросил — говорят внутренняя директива… хз…
Южное Бутово, жена обожала ВкусВилл пока в Москве жили
У FixPrice с выручкой какой-то косяк, похоже цифирь попутана с числом точек, поправьте, если есть данные по ней.
avatar
У FixPrice выручка 2,4 трлн ?! Эм.... 
avatar
Роман Frank, 
выручка Fix прайс за 2017 год — 80 млрд!
www.finmarket.ru/news/4821279 
avatar
чо за нах Бристоль?
avatar
gambler09, по типу КиБ, только ассортимент поуже, да и цены выше, ну и сеть не такая обширная…
В Питере Бристоль неизвестный, всего 3 магазина.

Первый раз о нем услышал, из это темы.
---

Вывод какой, если вы что-то начали, бизнес с хорошей идеей, то открывайте новые точки, расширитесь, не останавливайтесь!
avatar
У нас доля сетевого ретейла еще сильно ниже, чем на сопоставимых emerging markets. Федеральные игроки продолжат вытеснять одиночные магазины у дома за счет соблазнения арендодателей более высокими ставками и конкурентных цен (экономия масштаба). У ВкусВилла нет шансов в нищих регионах, коих большинство. К&Б нельзя считать полноценным конкурентом Магнитов и Пятерочек. Так что возможности для дальнейшего роста универсальных федеральных сетей еще есть. Прежде всего магазинов у дома, т.к. народ стал уставать от поездок в гиперы и больше ценить свежую продукцию, за которой нужно ходить в магаз несколько раз в неделю.
avatar
«Особенно меня беспокоит Магнит» — эта фраза просто режет глаз/слух… с какой стати он так беспокоит? я не помню ни одного поста за последние 1,5 года что бы у вас было что то не отрицательное про магнит — чего вдруг такое явно негативное отношение?
честно — меня это так же сильно беспокоит
avatar
av3, чтобы быть конкуррентным ритейлером, надо в Москве показывать класс, а магнит в москве полное.овно, даже заходить туда не хочется. Это я по личным ощущениям.
avatar
purpe, «чтобы быть конкуррентным ритейлером, надо в Москве показывать класс» — это где сказано?
avatar
av3, магнит очень уныл в Москве..
пятерочка сильно прибавила в качестве, особенно новые открывающиеся магазины. радуют холодильники со стеклянными дверями. как горизонтальные, так вертикальные.
Вкусвилл пугает своими производителями и поставщиками… не верю я в такие объемы натуральной продукции. Если судить по этикеткам, там либо неизвестные ИП из области, либо те же поставщики что и в других сетях.
avatar
Надо знать рынок и тогда будет понятно за чей счёт идёт рост.
1. Указаны только федеральные сети, а есть ещё локальные сети.
2. В продуктовой рознице есть ещё несетевая розница (ларьки и далее по списку, в том числе малые магазины у дома). Они очень сильно потеряли в доле рынка.

имхо про FixPrice.
Лет 10 назад в Москве были довольно популярны магазины 'таможенного конфиската'. И там действительно первые пару лет можно было задарма набрать ( найти ) кучу всякой хозяйственной мелочевки, инструментов, посуды относительно приемлемого качества. Но вскоре этот ассортимент исчез, и остался только откровенный шлак. Что сейчас с этими магазами — без понятия.
Ну так имхо FixPrice пришел в некоторой степени на замену, и уверенно движется по этой же стезе ( рядом магаз есть). Сейчас там в-основном покупателями остались пенсионеры и алко, к-рые берут продовольственные товары непонятных производителей подешевле чем в соседних прод. магазах.Остальной ассортимент там ( инструменты, канцелярка, хозяйственные, для дачи) как будто с соседней помойки принесли :)

avatar
Что интересно, все хором кричат, что, мол, неее! Интернет-торговля в нашей суровой действительности работать не будет! Это всё фантазии.
Когда на западе уже давно идёт мощнейшая волна вымирания ритейла из-за таких монстров как Amazon, Ali, eBay и просто сотен тысяч мельчайших инет-магазинчиков.

Народ, не тупите! У нас всё происходит точно так же, но просто с задержкой в несколько лет. Зачем закрывать глаза, когда мчишься в пропасть?
Fry (Антон), дъявол кроется в деталях.
У нас вопят только продавцы импортного ширпотреба и мелкой электроники (примитивные посредники). Потому что дешевле и проще все это заказать оттуда и спокойно получить на почте, чем за гораздо большую цену ( НДС плюс маржа продавца плюс доставка) да еще и с вечными косяками связываться с нашими. В секторах крупной бытовой техники, стройматериалов, продовольствия никто не вопит а спокойно душит простые местные магазины :) 
на западе уже давно идёт мощнейшая волна

 А Амазон в США хорошо поднимался на такой лазейке: они отгружали товар покупателю со склада в безналоговом штате ( без уплаты налога с продаж), и частенько покупателю товар обходился априори дешевле, % этак на 7. Потом эту лазейку прикрыли, но покупателей то уже приучили к Амазону :)
 
avatar
1-3 года начинает зарождать/развиваться новый вид ритейла: «дискаунтеры для нищих», в которых продаются очень дешевые товары без гарантии качества. 
Посмотрите: сперва — Светофор, теперь — Доброцен и т.п.
Перспектива у этой ниши огромная! И каждый год показывает, что перспективы ширятся.
________________
Магнит, со своей любовью к непрофильному бизнесу, давно себя тащит вниз. 
avatar
Гена Петров, так они просто приходят на замену повсеместно закрываемых уличных рынков и мелких палаток ( так называемая стихийная торговля)
avatar
AndMax, может вы и правы, но не более чем на 20-30%, большая часть приходится на отъем покупателей у Магнита и т.п. в которых наблюдается резкое повышение наценки (именно наценки). 
Мелкие палатки и рынки не пересекаются по ассортименту с данными дискаунтами. 
avatar

теги блога Тимофей Мартынов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн