Уоррен Баффет: инвестор от Бога
ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ
Уоррен Баффет родился 30 августа 1930 года в Омахе, самом большом городе штата Небраска, в семье биржевого брокера и политика Говарда Баффета. Ребенок рос типичным вундеркиндом: он рано научился читать, уже к школьному возрасту знал основы математики, а информацию схватывал на лету, прослыв в городе уникальным мальчиком-эрудитом. С самого детства он удивлял родителей способностью перемножать в уме многозначные числа, а постигать азы финансового искусства Баффет начал в шесть лет. В 1936 он за 25 центов купил в магазине своего деда упаковку Сoca-Сola, а затем продал каждую из шести бутылок по 5 центов. Таким образом, общая выручка составила 30 центов, а прибыль Баффета – 5 центов: именно так маленький бизнесмен получил первую прибыль.
Спустя всего пять лет юный Баффет стал делать первые шаги на фондовом рынке. Благодаря отцу-брокеру он имел доступ к биржевой информации, которой и решил воспользоваться. В 11 лет он купил две акции Cities Service, безвестной ныне компании, – себе и своей старшей сестре – по 38 долларов за акцию. Вскоре они упали до 27 долларов. Юный спекулянт занервничал, но скидывать акции не стал. Он дождался начала их роста и только тогда продал по 40 долларов за штуку. Это оказалось ошибкой: за несколько следующих дней цена взлетела до 200 долларов. Именно тогда, как вспоминает Баффет, он научился терпению, понял, что нужно выжидать момент, и стал сторонником долгосрочных вложений.
Отвлекшись на время от фондового рынка, Баффет к 13 годам стал самым преуспевающим разносчиком прессы в своем городе. Разработав собственную стратегию, он оптимизировал маршрут, что позволило ему обходить за утро гораздо больше адресов, а значит, и зарабатывать больше денег. В конце концов его ежемесячный доход сравнялся с зарплатой директора почтового отделения, а затем и вдвое превысил ее. Уже через год, по воспоминаниям Баффета, его сбережения составили почти 1,5 тыс. долларов, которые он не замедлил потратить, купив земельный участок для сдачи в аренду местным фермерам.
Затем его интересы переместились в сторону игорного бизнеса. Покупая по дешевке поломанные и вышедшие из строя игровые автоматы, Уоррен сдавал их в ремонт, а затем устанавливал в наиболее посещаемых местах – в магазинах, парикмахерских и т.д. Он честно делился прибылью с хозяевами этих заведений, и в его копилку ежемесячно добавлялось по 600 долларов.
Когда пришла пора получать высшее образование, Баффет по настоянию родителей отправился в Пенсильванский университет. Однако учеба быстро ему наскучила: предприимчивый юноша знал о бизнесе гораздо больше теоретиков-профессоров. Спустя год он оставил учебу и вернулся в Небраску, где опять занялся газетным бизнесом, только теперь уже в ранге начальника отдела доставки, а затем и совладельца конторы. Бизнес шел хорошо, и постепенно взоры молодого предпринимателя снова обратились в сторону фондового рынка. Помимо того что Баффет имел собственные накопления, он к тому времени уже получил в распоряжение деньги своего отца и сразу же стал преумножать семейные капиталы. Параллельно с этим он закончил университет в Небраске.
ШКОЛА ИНВЕСТОРА
Но по окончании университета Баффет решил продолжить образование.
«Я понимал, что многое знаю и могу на уровне личных способностей, но я также понимал, что дополнительные знания сделают меня сверхчеловеком», – иронично вспоминает он.
В 1950 году он пытался поступить в Гарвард, но приемная комиссия университета отклонила его кандидатуру из-за «слишком юного возраста». Тогда Баффет решил поступить в Университет Коламбия в Вашингтоне, где читал лекции Бенджамин Грэм, имевший репутацию акулы инвестиционного бизнеса. Он стал знаменитым биржевым игроком уже в 1920-е годы, скупая недооцененные акции, которые никого больше не интересовали, но вдруг, через некоторое время после покупки их Грэмом, начинали резко расти в цене. В то время как все биржевые игроки воспринимали фондовый рынок как игру в рулетку, Грэм считал его наукой и прилежно изучал балансовые отчеты компаний, в которые собирался инвестировать.
Мистер Грэм учил студентов тщательно анализировать финансовую отчетность компаний, не обращая внимания на направление их деятельности, и на основе полученных сведений принимать решения о покупке или продаже акций. Грэм, опираясь на собственный опыт, утверждал, что средства надо вкладывать не в те компании, которые популярны на бирже сегодня, а в те, акции которых продаются дешевле их реальных активов. Грэм называл их «сигарными окурками»: окурок уже выбросили, но несколько затяжек еще можно сделать.
Однако, прослушав весь курс, молодой Баффет пришел к выводу, что надо поступать с точностью до наоборот: «Какое мне дело до отчетности компании, когда я знаю, что ее активы стоят дороже, чем продаются? Надо покупать не акции, а бизнес, стоящий за ними!» Пользуясь этим принципом, в будущем Уоррен сумел заработать в несколько раз больше, чем весь фонд господина Грэма.
Баффет стал единственным человеком, получившим от Грэма высшую оценку A+. Тем не менее, он не рекомендовал ученику работать в финансовой сфере. Они не сошлись характерами: выскочка Баффет открыто спорил с Грэмом на лекциях, а в кулуарах даже осмеивал некоторые теории учителя. Однако после окончания университета, не желая расставаться со своим наставником, Уоррен сказал Грэму, что готов работать на него бесплатно, но тот отклонил предложение. Баффет махнул рукой, вернулся домой, женился, начал преподавать в местном университете, и тут произошло чудо – телефонный звонок от Грэма. Финансовый гуру передумал и пригласил Уоррена на работу. За шесть лет в его фирме Уоррен сколотил состояние в 140 тыс. долларов и решил открыть собственное дело. Баффет понял, что готов к самостоятельному «плаванию», и в 1957 году, вернувшись в родную Омаху, создал свое первое инвестиционное товарищество Buffett Associates. Пришлось убедить ряд предпринимателей, которые, уверовав в его таланты, назначили Баффета генеральным менеджером и вручили по 25 тыс. долларов. Начальный капитал фирмы составлял 105 тыс. долларов, через полгода он вырос втрое.
Главным принципом работы Баффета становится вкладывание денег в акции лишь тех фирм, которые хорошо управляются. В отличие от своего учителя Грэма, он изучал не только балансы предприятий, но также их корпоративную структуру и биографии высших менеджеров. В отличие от другого знаменитого инвестора, Джорджа Сороса, Баффет не интересовался краткосрочными спекуляциями. Он вкладывал деньги только в те компании, которые, по его мнению, останутся на рынке еще очень и очень долго.
«Наш любимый срок для продажи акций – это никогда», – часто говорит он.
Такая нехитрая стратегия приносила и приносит до сих пор удивительные плоды. За пять лет существования компании Баффета акции, находившиеся во владении фирмы, выросли на 251%, в то время как индекс «Доу-Джонса» (самый известный фондовый индекс рассчитывается на основе цен акций 30 крупнейших компаний США, взятых по ведущим отраслям промышленности) поднялся всего на 74%. Еще через пять лет акции Баффета стоили уже на 1156% дороже, «Доу-Джонс» за это время смог подрасти лишь на 122%.
ЦИФРЫ БАФФЕТА
Это был первый взлет Баффета. Стартовая площадка для второго, куда более масштабного, была заложена в 1969 году, когда стоимость Buffett Associates достигла 102 млн долларов. Баффет неожиданно распустил фонд и продал все его активы, зато приобрел небольшую текстильную компанию The Berkshire Hathaway (ВН), находившуюся в то время в глубоком кризисе. Ее акции продавались по 8 долларов за штуку, тогда как стоимость чистых активов позволяла продавать их и по 20 долларов. Оценить это смог только Баффет, который за три года выкупил половину ВН. Однако вопреки ожиданиям остальных акционеров он не стал развивать текстильное производство, а все доходы компании направлял на покупку ценных бумаг. Как раз в это время американские страховые компании получили от законодателей огромные налоговые льготы. Быстро оценив будущую доходность этого бизнеса, Баффет постепенно приобрел в собственность пять крупнейших страховых фирм Америки и попал в точку. В результате, когда ему едва перевалило за сорок, он стал владельцем 28-миллиардного состояния.
Следуя своему принципу, он постепенно приобретал крупные пакеты акций «хороших компаний». По информации журнала Business Week, стоимость акций Coca-Cola, купленных Баффетом за 1,3 млрд долларов, сейчас составляет 13,4 млрд долларов, пакет Gillette, находящийся в собственности ВН, подорожал с 600 млн до 4,6 млрд долларов. А потраченные на The Washington Post 11 млн долларов теперь превратились в 1 млрд.
Объяснить, как Баффету удалось угадать в каждом конкретном случае, не может никто. Но главный принцип, который лежал в основе его успеха, известен – Баффет никогда не спекулировал акциями. Он, как выражаются аналитики, их «прочно инвестировал».
МИЛЛИАРДЕР В СТАРОЙ «ХОНДЕ»
Имя Баффета, как и имена всех богатых людей, окутано мифами и легендами. Про него написано бесчисленное количество журнальных статей, истории его успеха посвящено много книг. Живет он в старом доме, расположенном в родном провинциальном городке Омахе. Всем другим транспортным средствам Баффет предпочитает старенькую «Хонду», которую за 700 долларов приобрел на вторичном рынке еще 10 лет назад. Да и сам бизнесмен отнюдь не выглядит на миллион долларов. Его ботинки и костюмы куплены либо на распродажах, либо в недорогих магазинчиках для среднего класса. Единственное, что «роднит» Баффета с современными богачами, – это любовь к игре в гольф и настоящая страсть к дорогим спортивным самолетам. На довольно экономную жизнь Баффет обрек и своих потомков. Согласно завещанию, 99% его состояния перейдет в собственность различных благотворительных фондов.
Баффет эксцентричен, много публично шутит, известен своими многочисленными изречениями. Мировая пресса обожает публиковать его цитаты. Чего стоит одна только саркастическая фраза, брошенная им как-то после очередной критикуемой финансовым сообществом сделки:
«Если вы все такие умные, то почему тогда я такой богатый?»
Однако его речи – это не только пища для журналистов, но и тема для размышления биржевым спекулянтам всего мира. Каждое его слово и действие внимательно изучается и анализируется. Даже легкий намек инвестиционного гуру на чью-нибудь финансовую несостоятельность способен обрушить фондовый рынок. К примеру, три года назад, выступая с посланием к акционерам своей компании, Баффет обмолвился о возможном банкротстве некоей крупной организации, работающей на рынке перестрахования. По его информации, эта компания задолжала первичным страховщикам баснословные суммы, исчисляющиеся миллиардами долларов, и практически перестала выплачивать деньги по договорам страхования. Переполошившиеся аналитики быстро пришли к выводу о том, что Баффет имеет в виду германскую Gerling Global Re – седьмую по величине перестраховочную компанию в мире. Эксперты всерьез опасались за ее платежеспособность, потому что после заявления Баффета приток клиентов в Gerling Global резко иссяк.
Однако Баффет может не только обрушить акции какой-либо компании, но и существенно увеличить их стоимость. Для этого ему достаточно просто их купить. Так произошло с рекламной компанией Omnicom. На известие о том, что ее акции приобрел сам Уоррен Баффет, фондовый рынок отреагировал значительным ростом котировок всех американских рекламных гигантов.
Эксцентричность Баффета проявляется и в его инвестиционной стратегии. И это своеобразная консервативная эксцентричность. Например, Баффет вкладывает деньги только в те компании, продукции которых он сам отдает предпочтение. Как уже отмечалось, в его портфеле есть крупные пакеты Coca-cola, Gillette, The Washington Post, American Express, McDonald’s и даже Walt Disney. И это не случайно: если верить журналистам, 75-летний бизнесмен начинает свой день с бокала Coca-Cola, бреется лезвиями Gillette, за завтраком читает газету The Washington Post и расплачивается за все это по карте American Express. Любимый же его мультфильм – диснеевские «Утиные истории» (Duck Tales): их главный герой, миллионер Скрудж МакДак, любит повторять слова, авторство которых приписывают самому Баффету: «Сэкономленный доллар – заработанный доллар».
Странное для нынешнего времени отсутствие в пакете акций высокотехнологичных компаний Баффет объясняет очень просто: «Я не пользуюсь их продукцией, ведь у меня даже нет компьютера». К слову сказать, Баффет не пользуется и калькулятором. Он способен просчитывать в уме самые сложные математические комбинации и манипулировать многозначными числами. Может быть, именно эта его способность позволяет ему избегать тех ошибок, на которых «горят» биржевые спекулянты.
Пять лет назад деловая общественность планеты искренне недоумевала по поводу упорного нежелания Баффета вкладывать деньги в современные технологии. Инвесторы всего мира радостно потирали руки, подсчитывая многомиллионную прибыль, и потешались над старомодным миллиардером, «ничего не смыслящим в новой экономике». Баффет лишь пожимал плечами и спокойно повторял своим менеджерам: «Все отлично. Делайте свое дело». Спустя всего два года пришел черед радоваться Баффету. Биржевой индекс NASDAQ, ключевой показатель развития высокотехнологического рынка, стал стремительно падать. Инвесторы терпели колоссальные убытки, а Баффет, удовлетворенно следивший за ростом стоимости собственной компании, только разводил руками, повторяя: «Я вас предупреждал».
ЧЕЛОВЕК-ПРОГНОЗ
Сейчас Баффет предсказал крушение американского рынка недвижимости, который он называет мыльным пузырем. «Когда цены на что-то растут быстрее, чем сопровождающие затраты, это может иметь очень серьезные последствия», – аргументирует он. Кроме того, он предсказывает падение доходности печатных масс-медиа под напором других источников информации, главным образом Интернета.
А еще в 2003 году Баффет, обеспокоенный растущим дефицитом бюджета и внешнеторгового баланса США, изменил своему правилу не заниматься валютными спекуляциями и вложил деньги в 13 иностранных валют. Он предсказывал, что доллар будет падать, и доллар упал. Осенью 2004 года Баффет снова спрогнозировал скорое падение доллара и посоветовал американцам вкладывать деньги в евро. Реакция последовала незамедлительно – мировые центральные банки стали понемногу дифференцировать свои валютные резервы и в периоды укрепления доллара скупать евро. При этом Баффет сохраняет спокойствие и призывает избавляться от доллара размеренно, не торопясь: «Без фанатизма, друзья! Делайте, что я говорю, и всем будет хорошо». Сам же он, кажется, вообще не торопится никуда и никогда.
ПРАВИЛА БИЗНЕСА БАФФЕТА
• В моем возрасте жизненный успех измеряется тем, какая часть людей, от которых ты ждешь любви, тебя действительно любит.
• Как инвесторы, мы относимся к бурно развивающимся отраслям также как к освоению космоса. Мы восхищаемся этими смелыми попытками, но сами предпочитаем оставаться в стороне.
• Если руководство с высокой профессиональной репутацией берется за компанию с плохой экономической репутацией, неизменной остается лишь репутация компании.
• Я пришел к выводу, что должен работать лишь с теми людьми, которые мне нравятся, которым доверяю и которыми восхищаюсь.
• Дороги в деловом мире всегда усеяны выбоинами, и план действий, требующий избегать их, — это всегда план, который ведет к катастрофе.
• Мы просто стараемся быть осторожными, когда других обуревает жадность, и жадными, когда другие боятся.
• Ключевым моментом нашего инвестиционного стиля остается некая заторможенность, граничащая с ленью.
• Я покупаю бизнес, а не акции — бизнес, которым я хотел бы владеть всегда.
• Инвестируйте капитал только в те компании, которые входят в круг вашей компетенции. Размеры этого круга не имеют значения. Важно только то, насколько корректно вы определили эти размеры.
• Мы не знаем, как решать сложные проблемы ведения бизнеса. Все, что мы умеем, — это избегать проблем.
• Успех в сфере инвестиций зависит не от того, сколько знает инвестор, а от того, насколько реалистично он оценивает предел своих знаний.
#личности@finlab #Баффет #История успехаУоррен Баффет: инвестор от Бога