Еще каких-то десять лет назад любое упоминание о том, что получение солнечной энергии из оборудования на крышах зданий станет широко распространенной действительностью, казалось научной фантастикой. Единственный актуальный вопрос — почему солнечная отрасль сама не развивается со скоростью солнечного света. Крупнейшие «киты» этой сферы — корпорации “Sunrun”, ”Clean Power Finance”, “SolarCity” (SCTY) и “Sun Power" (SPWR) - все они стремятся в лидеры по развитию соляризационного оборудования для крыш, просто «сдувая» с этих крыш традиционную модель получения энергии. Самой большой помехой на сегодняшний день является простая обывательская неосведомленность прямых потребителей.
Сектор аренды в отрасли солнечной энергетики оказывает огромное влияние на сферу коммунальных услуг, потребителей и финансистов, а сегодняшняя статья сфокусирует внимание читателей сайта option-investment.ru на том, как инвесторы, банки, компании-инсталляторы и даже коммунальщики смотрят на солнечное финансирование.
Бум в сфере коммунальных услуг
Текущий рост грамотного потребления и стремительно набирающая обороты популярность «повсеместной соляризации» не предоставляется возможной без таких «солнечных пионеров» как “SunPower” и “First Solar” (FSLR), первыми сумевшими доказать эффективность применения энергии солнца в гигантских промышленных масштабах. Оба этих «монстра» построили сотни мегаватт проектов за прошедшее десятилетие, доказав на практике, что реализация прибыли от применения солнечной энергии и последующая ее конвертация в стабильный инвестиционный актив вполне реальна. Проекты из серии “25 МВт +” по-прежнему лидируют в сфере инсталляционных проектов в США и в большинстве своем они финансируются по принципу ипотеки или амортизационных активов.
Проекты в сфере обслуживания солнечного оборудования в последнее время тоже растут, как на дрожжах. К примеру, дочерняя компания пресловутого детища Уоррена Баффета «Berkshire Hathaway» — компания “MidAmerican Energy” — объявила о вливании $1 миллиарда в финансирование “SunPower”, занимавшейся внедрением «солнечных» проектов в калифорнийской пустыне Мохаве, в знаменитой Долине Антилоп и получившим более широкую популярность под названием «Солнечная Звезда 1 и 2».
Бонды или векселя, являются самым надежным и простым способом финансирования подобных гигантских проектов, но для инвесторов будущее представляется за потребительской и коммунальной соляризацией. А такой сегмент рынка требует гораздо большей креативности для своего развития.
Уже известная нам «SunRun» предложила первый в Штатах «солнечный» арендный договор в 2007, тем самым перевернув наше представление о солнечной энергии в принципе. С этого знаменательного момента энергия Солнца перестала быть просто каким-то абстрактным громадным усилием, обходящимся потребителям в десятки тысяч долларов; теперь она превратилась в абсолютно новую возможность без требования гигантских инвестиций от домовладельцев.
Для потребителей нынешний договор о солнечном лизинге обычно начинается без каких-либо вложений с их стороны и имеет определенную стоимость потребленной солнечной энергии, которая измеряется по соляриметру или же ее объем оговаривается в договоре о покупке энергии. Как правило, эта цена ниже, чем стоимость потребляемой энергии у коммунальных служб, таким образом, для потребителей это реальный способ сэкономить наличные средства, без каких-либо денежных вкладов и дальнейших потерь.
Устанавливаемые модели довольно неоднородные в своем большинстве и рознятся от компании к компании. Общим для всех проектов остается страхование будущих рисков поставщика оборудования.
С неба на землю
За пределами грандиозного проекта ”SolarCity” ни одна из «солнечных акул» не владеет бизнесом по установке солнечного оборудования. Вместо этого они поддерживают партнерские отношения с местными компаниями-инсталляторами соляризационного оборудования, выполняющими, так сказать, ”черновые работы”, а они, в свою очередь, обеспечивают финансовую сторону, позволяющую инсталляционному бизнесу стремительно развиваться.
Корпорация “SunPower” взяла за негласное правило девиз:
чем больше, тем лучше! Компания открывает тысячи представительств и дилерских центров по всему миру; из них 400 центров, занимающихся лизингом и продажами, находятся непосредственно в США.
При этом, “SunPower” обеспечивает финансирование, оборудование для общего мониторинга и программное обеспечение с последуйщей поддержкой, затем платит дилеру за установку, после чего предоставляет другие, связанные с арендным договором, услуги.
Корпорация «Sunrun» во всем очень схожа с «SunPower», хотя имеет меньшую сеть фирм-инсталляторов, состоящую из 35 центров. Кроме того, она не выпускает свои собственные модули. Она, также, предлагает компаниям-установщикам программное обеспечение и его обслуживание. Лидеры солнечной энергетики “Sunrun”, «SolarCity» и «SunPower», прежде всего, финансируют проекты, в которых оговаривается риск того, что солнечные модули действительно смогут прослужить 10, 15 или 20 лет в будущем. Этот момент является ключевым для инвесторов, потому что именно тогда большая часть инвестиций в проект будет отбита.
Компания “Clean Power Financе” обеспечивает финансирование (плюс программное обеспечение) и существует за счет процента от будущей прибыли. А фирмы-инсталляторы соляризационного оборудования, в свою очередь, получают возможность работать от своего имени, пользуясь при этом удобной формой финансирования.
“SolarCity” является, по сути, единственной компанией, предоставляющей все вышеупомянутые сервисы и услуги одновременно. При отсутствии собственного производства, компания проектирует и продает соляризационные системы, выстраивает нужное финансирование проекта и обеспечивает необходимое обслуживание.
Так же существует большая разница в моделях развития корпораций. Компания “CleanPower Finance”cделала ставку на проворачивание крупных финансовых сделок, у “SolarCity” и ”Sunrun” приоритетными являются установка и обслуживание солнечных проектов, в то время как “SunPower“ предлагает рынку полностью готовый продукт от изготовления до поддержки. В конечном итоге, лизинговый продукт, который предлагают компании, мало чем отличается один от другого, разве что модули разные.
Деньги
Существенные изменения в солнечной энергетике произошли только за последние шесть лет в виде все большей вовлеченности финансистов в процесс ее развития. “Bank of America”, “GoldmanSachs”, “Wells Fargo“ и многие другие теперь выстраиваются в живую очередь, чтобы сделать предложения на сотни миллионов долларов, от которых солнечная энергетика не смогла бы отказаться. Взаимная выгода налицо — инвесторы снимают пенки в виде быстрой окупаемости проектов в сочетании с минимальным риском потерь (“небольшой” бонус, такой как льготное налогообложение, прилагается); а лизинговая компания получает ожидаемую возможность финансирования своего продукта. Все в выигрыше.
На что стоит обратить внимание инвестору и как солнечное финансирование может измениться в будущем?
В настоящее время аналитики предполагают, что текущая лизинговая модель будет развиваться. Банки предлагают множество возможностей для получения финансирования, а лизинговые компании достаточно быстро выстраивают и усовершенствуют свои бизнес-модели.
Ожидается, что в ближайшие годы солнечная отрасль сфокусируется на жилых и коммерческих проектах, открывая, таким образом, новые возможности для потребителей солнечной энергии. А доля гигантских проектов будет уменьшаться из года в год.
Первые шаги, вероятно, будут касаться непосредственно фондирования солнечных активов. “SolarCity”, “SunPower”, “Sunrun” и “Clean Power Finance” – разворачивают целые программы в этом направлении и первые результаты наблюдаются уже сейчас. На сегодняшний день у солнечной энергетики есть многое: налоговые льготы, кредитные программы, ежемесячный возврат денег и громадные долгосрочные вложения инвесторов.
Видение ситуации, согласно мнения генерального директора “Sunrun” Эдварда Фенстера: ”…есть много умных людей на Уолл-стрит, пытающихся выяснять, как использовать «солнечные» активы самым эффективным способом ...”
Следующей фазой развития могло бы быть открытие своеобразных многопакетных лицензий или появление специализированных инвестиционных фондов в солнечной отрасли, о чем уже не раз велись горячие дебаты в Американском Конгрессе. В будущем и “SolarCity”,“SunPower” и другие потенциально могут использовать как программы специфического лицензирования так и создания различных трастовых фондов — те методы, которые нефтеперерабатывающие и газовые компании уже вполне успешно внедрили.
Последняя тенденция Уолл-стрит и общества — разворот в сторону солнечной отрасли и курс на всеобщую соляризацию, а невероятный потенциал этой сферы стимулирует инвесторов находить новые возможностей для вливания капитала в ее развитие. Это играет на руку для любой компании участвующей в цепочке получения солнечной энергии, поскольку низкие процентные ставки делают солнечные проекты жизнеспособными в принципе.
В ближайшее время прогнозируется резкий скачок роста солнечной энергетики и сопряженных с ней проектов, а в связи с глобальным увеличением среднего класса населения планеты, взлет потребления энергии за следующие несколько десятилетий гарантировано обеспечен. Инвесторам нужно находить выгодные моменты для инвестирования и игры на «солнечных» тенденциях.
Пользователь запретил комментарии к топику.