Блог им. TradPhronesis

Обзор рынка электроавтомобилей


Обзор рынка электроавтомобилей

Электроавтомобили вышли на рынок в 2012 году. С тех пор их доля только растет.

Обзор рынка электроавтомобилей

В 2024 г. будет продано 17 млн электромобилей. Продажи электромобилей составят 20% от всех продаж новых автомобилей. Китай – основной рынок сбыта электроавтомобилей. 

Обзор рынка электроавтомобилей

Общее кол-во электромобилей в мире достигло 40 млн ед. (без учета HEV). Для сравнения: в России всего 43 млн легковых автомобилей. 

Обзор рынка электроавтомобилей

Под электроавтомобилями чаще всего подразумевают только BEV и PHEV типы автомобилей. По тексту электроавтомобили будут сокращенно называться «EV» (electric vehicles).

Обзор рынка электроавтомобилей

Лидером по доле электрокаров в общем объеме новых проданных машин являются страны Северной Европы и Китай.

Обзор рынка электроавтомобилей

Если смотреть на макрорегионы, то Китай безоговорочный лидер по доле EV в продажах.

Обзор рынка электроавтомобилей

Темпы перехода на электромобили будут зависеть от их стоимости. Ожидается, что конкуренция и инновации приведут к дальнейшему снижению цен. К примеру, стоимость батарей для EV с 2010 г. снизилась на 90%.

Обзор рынка электроавтомобилей

В Китае более 60% электромобилей, проданных в 2023 г., уже были дешевле, чем аналоги на традиционном топливе. И это без учета субсидий на их покупку. 

Обзор рынка электроавтомобилей

В 2023 г. на внутреннем рынке КНР продавалось около 50 доступных моделей электромобилей, многие из которых можно было купить дешевле $15 000. В Европе и США электрокары, особенно в начальном и среднем ценовых сегментах, все еще дороже аналогичных автомобилей на ископаемом топливе, что отпугивает многих покупателей, несмотря на потенциальную экономию.

В отношении транснациональных компаний и Китая существует довольно предсказуемый цикл. Он выглядит следующим образом:

Шаг 1. Транснациональная компания размещает свои заводы в Китае, соблазненная сочетанием дешевого производства, крупных контрактов и мечты об огромных рыночных возможностях.

Шаг 2. Китай присваивает технологии транснациональной компании посредством сочетания совместных предприятий, поглощений, обратного проектирования и шпионажа.

Шаг 3. Китайские компании вытесняют транснациональные компании с китайского рынка.

Шаг 4. Китайские компании выходят на экспорт и вытесняют транснациональные компании на мировых рынках.

Все эти шаги и проделал Китай в EV секторе.

Шаг 1. Большинство крупнейших мировых автопроизводителей разместило производство в Китае. Теперь доля выручки от их бизнеса в Поднебесной составляет 10-40% в общей выручке компаний.

Обзор рынка электроавтомобилей

Шаг 2. Китай освоил технологии. Качество автомобилей, произведенных в Китае, в т.ч. и китайских брендов, теперь на уровне многих европейских, корейских, японских и американских автомобилей. 

Оценить надежность «китайцев» непросто, например, они почти не представлены в Европе, где можно было бы сравнивать их с привычными нам моделями. В немецком рейтинге TUV или английском WarrantyDirect просто нет данных по авто из Поднебесной, а вот американская компания J.D. Power, которая имеет подразделение в Китае уже не первый год публикует рейтинги китайского автопрома.

Исследования J.D. Power включают анализ проблем, возникших после трех лет эксплуатации автомобилей (рейтинг VDS), анализ проблем в течение первых трёх месяцев эксплуатации (рейтинг IQS), а так же потребительские качества автомобилей (рейтинг APEAL).

Исследование 2023 года основано на ответах 37 973 владельцев транспортных средств, которые приобрели свои автомобили в период с декабря 2018 года по май 2022 года. Исследование охватывает 247 моделей 46 различных марок и проводилось с января по июнь 2023 года в 81 крупном городе по всему Китаю.

Обзор рынка электроавтомобилей

Результаты исследования J.D. Power показывают, китайские автомобили приблизились по уровню качества к зарубежным аналогам.

Шаг 3. Китайские компании вытесняют зарубежные с местного рынка.

Обзор рынка электроавтомобилей

Пожалуй, нет лучшего примера быстрого перехода Китая к электромобилям, чем BYD. Автопроизводитель успешно перешел от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям с аккумуляторной батареей и подключаемым гибридам. Компания делает это с головокружительной скоростью, наращивая производство темпами, о которых европейские или американские производители могут только мечтать.

Обзор рынка электроавтомобилей

С 2018 года BYD увеличила продажи с 200 000 автомобилей в год до более чем 3 миллионов в 2023 году, все из которых электромобили. 

В результате BYD превзошел Volkswagen как самый продаваемый автомобильный бренд в Китае.

На мировом рынке BYD теперь производитель №2 «чистых» электрокаров (BEV).

Обзор рынка электроавтомобилей

Сегодня самый продаваемый автомобиль в мире — электромобиль. Tesla поставила более 1,2 млн единиц Model Y, больше, чем любая другая модель автомобиля, включая автомобили с ДВС. Между тем, по Model-3, на шестом году производства, продажи увеличились на 11% до 529 000 единиц.

Обзор рынка электроавтомобилей

У BYD было пять моделей в глобальном топ-10, причем Song и Qin были самыми продаваемыми в мире среди PHEV.

Но если оценивать BYD по сумме BEV+PHEV, то китайская компания теперь №1 на рынке электрокаров. Ее производственные мощности почти в 1,5 раза больше, чем у Tesla. 

Обзор рынка электроавтомобилейОбзор рынка электроавтомобилей

Знаменитая фраза Энцо Феррари: «Ferrari всегда будет производить на одну машину меньше, чем требует рынок» до сих пор глубоко укоренилась в ДНК Ferrari. 

Но у китайцев другой подход. Они агрессивно демпингуют для поддержания высоких темпов роста продаж… Во многом поэтому операционная маржа производителей из Китая заметно ниже среднего уровня.

Обзор рынка электроавтомобилей

Уровень конкуренции на китайском рынке сейчас такой, что для роста продаж автопроизводители постоянно снижают цены. На внутреннем рынке отмечается тенденция к перепроизводству автомобилей. Все это приводит к Шагу №4.

Обзор рынка электроавтомобилей

Шаг 4. Китайцы начали экспансию на мировой рынок. Разница между объемом производства и потреблением автомобилей в Китае увеличивается. «Излишек» идет на экспорт. 

Обзор рынка электроавтомобилей

В 2023 г. Китай стал экспортером автомобилей №1, обогнав Японию.

Обзор рынка электроавтомобилей

Хотя большинство новостей о китайских автомобилях в Европе и Северной Америке сосредоточены на электромобилях, они не являются крупнейшим экспортным товаром, поскольку Китай продолжает поставлять большое количество обычных автомобилей в Азию, на Ближний Восток, Россию и в Африку. 

Однако продажи электромобилей в Европу растут больше всего, а доля электромобилей в экспорте автомобилей Китая выросла до 25 процентов с 15 процентов всего два года назад. 

Обзор рынка электроавтомобилей

Китайские автомобили были встречены на Западе неоднозначно, поскольку ажиотаж по поводу ценовых преимуществ в сегменте все еще очень дорогих электромобилей столкнулся с опасениями по поводу безопасности и качества. Большие претензии также и к ценообразованию на автомобили. В США и Европе вводятся меры по ограничению поставок автомобилей из Китая.

В деньгах экспорт «чистых» электрокаров (BEV) из Китая составил в прошлом году 34 млрд долл.

Обзор рынка электроавтомобилей


Рынок США для Китая пока закрыт. Но Китай умеет ждать…  

Обзор рынка электроавтомобилей

На рынке США лидируют американские компании во главе с Tesla.

Обзор рынка электроавтомобилей

Индийский рынок небольшой, но быстрорастущий. Пока на нем доминирует местная Tata. 

Обзор рынка электроавтомобилей

Крупнейшая автомобильная компания мира Тойота считает, что путь к полной электрофикации автомобилей займет гораздо больше времени и инвестирует в гибриды (HEV) и подключаемые гибриды (PHEV).

Обзор рынка электроавтомобилей

В последнем финансовом году только 1,1% продаж Toyota/Lexus приходился на BEV, тогда как доля гибридов составила 35% от проданных автомобилей. И объемы HEV растут. 

Надо отметить, что Toyota не одинока в данном вопросе. Если не брать во внимание технологии экономии топлива, применяемые для ДВС, то технологии чистых гибридов (HEV) у крупнейших автопроизводителей пока более востребованы, чем PHEV или BEV. См. рисунок ниже.

Обзор рынка электроавтомобилей


По данным первого полугодия 2023, Россия стала рынком №1 для экспорта автомобилей из Китая. Почти весь объем продаж — автомобили на бензине/дизеле.

Обзор рынка электроавтомобилей

Другие страны интересуются в основном электрокарами.

С 2021 г. статья экспорта из Китая в Россию «Транспортные средства, комплектующие и запчасти» выросла в деньгах более чем в 5 раз.

Обзор рынка электроавтомобилей

«Легковые транспортные средства» — самая быстрорастущая категория экспорта из КНР в Россию.

Обзор рынка электроавтомобилей

Во многом благодаря автомобилям Россия вошла в топ-8 партнеров КНР по экспорту (уровень Индии и Ю.Кореи). 

Обзор рынка электроавтомобилей


Хороших выходных! Подписывайтесь на телеграм канал: https://t.me/TradPhronesis

★1

теги блога TradPhronesis

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн