sMart-lab.ru

EMH

Гипотеза эффективного рынка | Efficient Market Hypothesis, EMH

В 60-ых годах XX века Юджин Фама и Пол Самуэльсон независимо друг от друга сформулировали гипотезу эффективного рынка (англ. Efficient Market Hypothesis, EMH), основой которой является утверждение, что рыночные цены отражают всю доступную информацию.

Основные положения теории

Гипотеза эффективного рынка базируется на следующих исходных положениях:

  1. Все участники рынка имеют равный доступ к историческим данным о рыночных ценах, публично доступной информации и частной информации. Таким образом, ни один из участников рынка не имеет преимущества перед другими в принятии инвестиционных решений.
  2. Изначально предполагается, что все участники рынка действуют рационально, то есть не принимают риск, если он не компенсируется адекватным уровнем доходности.
  3. Ни один из участников рынка не сможет получить в долгосрочной перспективе доходность, которая будет существенно превышать рыночную для заданного уровня риска.
  4. Рыночные цены изменяются случайным образом, поэтому прошлые тенденции илипаттерны не позволяют судить об их движении в будущем. Другими словами, в условиях эффективного рынка применение инструментов технического ифундаментального анализа является абсолютно бесполезным.

Критика гипотезы эффективного рынка

Хотя предложенная теория не была опровергнута, ее основные положения подверглись серьезной критике.

  1. На реальных рынках доступ ко всей информации имеют не все участники. Часть информации всегда остается частной, то есть доступной, как правило, узкому кругу лиц, называемых инсайдерами. К ним, например, могут относиться топ-менеджеры корпораций, высокопоставленные сотрудники правительства и центрального банка, которые в силу своего служебного положения имеют доступ к информации, которая не доступна широкой публике. И хотя законодательство обычно содержит нормы, призванные препятствовать инсайдерской торговле, такие лица имеют преимущество перед остальными участниками рынка, что подрывает основные положения гипотезы эффективного рынка.
  2. Практическая психология также обоснованно ставит под сомнение утверждение о том, что все люди действуют рационально. Более того, у участников рынка может также быть различная склонность к риску. Это приводит к тому, что в одной и той же ситуации инвесторы могут принять различные, а зачастую и взаимоисключающие решения, что также противоречит основным положениям гипотезы эффективного рынка.
  3. На реальных рынках периодически возникают паттерны, называемые также фигуры анализа, которые хорошо известны инвесторам и позволяют с высокой вероятностью сделать предположение о дальнейшем движении цен. Например, к таким фигурам относятся «голова и плечи», «двойная вершина», «плоское дно», «треугольник» и т.д.

Учитывая указанную выше критику, становится очевидным, что в чистом виде эффективный рынок не может существовать в реальном мире, поэтому в результате дальнейшей доработки теории были выделены три основных формы эффективности рынка, различающиеся по степени доступа к информации. (Подробнее об этом можно прочитатьздесь),

Являются ли реальные рынки эффективными?

Несмотря на то, что учеными экономистами было проведено достаточно много исследований, целью которых ставилось опровергнуть или подтвердить гипотезу эффективного рынка, эта теория до сих пор вызывает острые дискуссии. Совершенно очевидно, что для реальных рынков не характерна сильная форма эффективности рынка, что можно проиллюстрировать на примере реакции рынка на хорошие новости.

Гипотеза эффективного рынка

Если бы реальный рынок действительно был бы эффективным, то изменение цены произошло бы скачкообразно. Однако такая ситуация не встречается на практике, поскольку для реальных рынков характерна чрезмерная или запоздалая реакция на новости, что продемонстрировано на графике.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что большую часть времени реальные рынки можно считать в некоторой степени эффективными, но в периоды чрезвычайных событий гипотеза эффективного рынка не действует.

 источник

22:59:21 24.12.2014
domino (domino)
/finansoviy-slovar/EMH