<HELP> for explanation

Новости рынков

Новости рынков | S&P улучшило оценку рисков банковского сектора РФ

Служба кредитных рейтингов
Standard & Poor's пересмотрела оценку страновых и отраслевых рисков
банковского сектора (BICRA) Российской Федерации и на этом основании перевела
Россию из группы 8 в группу 7.
Оценка экономического риска пересмотрена с «8» до «7», РФ присвоена оценка
отраслевого риска «7», говорится в пресс-релизе агентства.
«Мы провели анализ банковского сектора Российской Федерации (рейтинги по
обязательствам в иностранной валюте: „BBB“/»стабильный"/«A-3»; по обязательствам
в национальной валюте: «ВВВ+»/«стабильный»/«А-2»; рейтинг по национальной шкале:
«ruAAA») в соответствии с обновленной методологией присвоения оценки BICRA", -
отмечается в сообщении S&P.
В соответствии с критериями S&P методология BICRA определяется как
система, «разработанная для оценки и сравнения банковских систем разных стран».

Анализ BICRA в рамках каждой отдельной страны охватывает финансовые институты,
как имеющие, так и не имеющие рейтингов, которые принимают вклады, выдают
кредиты или совмещают оба вида деятельности. В соответствии с градацией BICRA
страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских
системах — от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с
наибольшими рисками).
Помимо России, к группе 7 относятся Болгария, Индонезия, Ирландия, Марокко
и Филиппины. Остальные страны СНГ входят в группы 8-10.
«Оценка экономического риска „7“ отражает наше мнение о том, что Россия
подвергается высокому риску нарушения экономической устойчивости, среднему риску
возникновения экономических дисбалансов и очень высокому кредитному риску в
экономике (в соответствии с определениями, приведенными в критериях)», -
сообщает S&P.
Ожидаемые темпы роста экономики России оцениваются агентством как умеренные
ввиду сильной зависимости от сырьевых ресурсов, неконкурентоспособности
производственного сектора и низких темпов проведения экономических реформ.
Динамика роста сильно зависит от цен на нефть, в меньшей степени — от цен
на другие сырьевые товары. Быстрый рост кредитования, отмечавшийся в первое
десятилетие после кризиса и суверенного дефолта (1998 год), прекратился во время
рецессии (2008 год) и в последующий период (2009-2010 гг.), отмеченный
реструктуризацией кредитов, сокращением иностранных заимствований и активной
государственной поддержкой банков и промышленных компаний.
Объемы кредитования вновь возросли в 2011 году, по оценкам S&P,
реальный рост выдаваемых кредитов в этом году составит 10% относительно
показателя 2010 года. С начала кризиса (конец 2008 года) упали цены на жилье;
спад отмечался и в секторе коммерческой недвижимости, при этом некоторые проекты
были реструктурированы.
В настоящее время, как и ранее, Россия имеет профицит по счету текущих
операций.
В стране отмечаются сравнительно низкие уровни задолженности юридических и
физических лиц, о чем свидетельствует отношение банковских кредитов, выданных
частному сектору и нефинансовым государственным организациям, к ВВП: по оценкам,
в конце 2011 года оно составит 43%.
Объем дополнительных прямых заимствований крупных корпораций на
международных рынках капитала снизился после 2008 года, но все еще значителен
(10-20% ВВП).
«Очень высокий кредитный риск связан с большим процентом валютных кредитов,
низкой кредитоспособностью неэкспортных отраслей экономики, а также слабостью и
несовершенством российской правовой системы, создающими неопределенность в
отношении перспектив взыскания задолженности», — отмечается в пресс-релизе.
Оценка отраслевого риска «7» отражает очень высокие, по мнению S&P,
риски институциональной системы России и высокие риски, связанные с качеством
конкурентной среды и ресурсной базой банковского сектора.
С точки зрения аналитиков агентства, регулирование в России действует таким
образом, что банки лишь формально отвечают требованиям регулирующих органов,
обходя их по существу.
«Неожиданная передача Банка Москвы (РТС: MMBM) под управление Агентства по
страхованию вкладов (АСВ) в 2011 году после приобретения 46% его акций
государственным Банком ВТБ (РТС: VTBR) (»ВВВ"/Watch «негативный»/«А-3»; рейтинг
по национальной шкале «ruAAA») и последующие неоднократные проверки
свидетельствуют о слабости российской системы банковского надзора, — утверждает
S&P. — Тем не менее, мы считаем, что действия государственных органов страны
во время кризиса 2008-2009 гг. были более эффективными, чем в докризисный
период".
По оценкам агентства, для российских банков характерна невысокая готовность
к принятию рисков, о чем свидетельствуют их прибыльность (сопоставимая с
прибыльностью других секторов экономики), простота предлагаемых продуктов и
относительно небольшие размеры в сравнении с корпоративным сектором, где
доминируют крупные энергетические и горнодобывающие компании. Банки
дифференцированно подходят к клиентам, предлагая более слабым заемщикам более
высокие ставки. Банковская маржа (до отчисления в резервы) относительно велика,
что позволяет производить отчисления на расходы по кредитным рискам, которые в
России обычно высоки.
Однако доминирующее положение государственных банков, прежде всего
Сбербанка России (РТС: SBER) и Банка ВТБ, искажает условия конкуренции,
ограничивая кредитоспособность частных банков.
После финансового кризиса и рецессии 2008-2009 гг. объем вкладов физических
лиц значительно увеличился. За прошедшее десятилетие он вырос в 20 раз (с 500
млрд рублей в 2000 году до 10,8 трлн рублей по состоянию на 31 августа 2011
года) и сейчас почти сравнялся с объемом депозитов корпоративных клиентов.
Вследствие финансового кризиса 2008-2009 гг. в банковском секторе
существенно снизился уровень заимствований в форме иностранных синдицированных
кредитов и облигационных займов. Это позитивно повлияло на структуру
фондирования, в которой увеличилась доля клиентских средств, но мы отмечаем их
высокую стоимость и нестабильность. Привлечение рублевых вкладов на
продолжительные периоды (более 3 лет) остается сложной задачей, поэтому
по-прежнему высок спрос на более долгосрочные кредиты в иностранной валюте.
Меры правительства по обеспечению банковского сектора ликвидностью в период
кризиса 2008-2009 гг. оказались эффективными, полагают в S&P.
Фактический уровень убытков во время сложного периода — 8-процентного
спада, отмечавшегося в 2009 г., и в дальнейшем — оказался ниже первоначальных
прогнозов, сделанных в 2009 году, а восстановление банковской системы шло
быстрее, чем ожидалось.
В 2009-2010 гг. российские банки создали значительные резервы на возможные
потери по кредитам, позволяющие покрыть потенциальные убытки в случае новой
рецессии. Во всей банковской системе уровень потерь по кредитам в 2010 году (для
его измерения использовалось отношение «вновь созданные резервы на потери по
кредитам / общая ссудная задолженность») составил приблизительно 2,5%, а не
4,7%, как первоначально считали в S&P. По оценкам агентства, в целом в 2011
году уровень резервов в российской банковской системе по-прежнему будет
снижаться, а совокупный чистый доход будет выше, чем в 2010 году, несмотря на
30%-ное падение рынка акций в III квартале этого года. Во время и после рецессии
российские банки реструктурировали значительную часть корпоративных кредитов -
10-25%, по данным S&P.
Рейтинговое агентство относит правительство Российской Федерации к
правительствам, готовым оказать поддержку своему банковскому сектору. После
финансового кризиса 2008 года действия властей в отношении финансовых
институтов, испытывающих трудности, стали более предсказуемыми и эффективными.
 

заебок
avatar

sanches


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP