<HELP> for explanation

Новости рынков

Новости рынков | Итоги реализации Госпрограммы развития АПК. Все плохо!

Оригинал http://www.finmarket.ru/main/article/3548823

В сентябре на совещании в Усть-Лабинске с участием президента Владимира Путина глава холдинга «Русагро» Максим Басов признался, что его компания — лидер рынка — замораживает свои инвестпроекты на селе. После этого еще несколько крупных инвесторов перестали скрывать, что тоже намерены уйти из отрасли. Причина их бегства — отказ чиновников продолжать субсидировать проценты по долгосрочным кредитам аграриев. 
Государство взяло на себя обязательство выплачивать часть процентов по кредитам, полученным на реализацию аграрных проектов, еще в 2006 году — это был один из главных козырей нацпроекта «Развитие АПК». Когда нацпроект закончился, субсидии стала гарантировать пятилетняя Госпрограмма развития АПК, принятая в 2008 году. 
По этой программе государство только «Русагро» должно 800 миллионов рублей. Общий долг аграриям — больше миллиарда долларов, Минфин уже отказался выдать эти деньги Минсельхозу. Но дело не только в долге. Госпрограмма, на которую за пять лет потратили аж на 18% больше, чем планировалось, кажется, вообще не сработала. 
Поверив в нее, аграрии набрали кредитов, считая, что государство заплатит за них проценты, но денег на это не хватает. Чтобы выплачивать эти субсидии по кредитам, чиновники пять экономили на социальных статьях программы — так что у крестьян по-прежнему нет ни газа, ни воды. 

 За пять лет не выросли ни рентабельность агропредприятий, ни производительность труда на селе, средняя зарплата в отрасли все еще в два раза ниже, чем в среднем по экономике. Даже продукты на прилавках, несмотря на миллиардные вливания, не подешевели: россияне тратят на еду в два раза больше жителей развитых странах. 
Кредитный рывок 
Огромный долг перед аграриями — миллиард долларов с лишним — возник в этом году как будто на пустом месте. Москва, как следует из материалов Минсельхоза, о нем какое-то время и не догадывалась. 
Субсидии на уплату процентов изначально выдавались в рамках нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса». В 2007 году кредиты взяли на сумму 297,6 млрд.руб., субсидий потребовалось 25,2 млрд.руб. 
После 2008 года заработала госпрограмма поддержки АПК, по которой субсидии для аграриев получали регионы и сами распределяли их по итогам отбора инвестиционных проектов, добавляя к федеральным собственные средства. 
Это был «инвестиционный рывок»: в 2008 году было выдано на 51% больше субсидий (общая сумма кредитов — 811,3 млрд.руб.), чем планировалось, в 2009 году — на 41% (1,1 трлн. руб.). Субсидии за два года составили почти 100 млрд. рублей. 
Аграрии бешено наращивали объемы задолженности и государство решило ограничить число получателей дотаций: за четыре года и так было выплачено 200,5 млрд.руб. — почти половина от всех денег, отпущенных на госпрограмму, остальные ее статьи, в том числе социальное развитие села, хронически недофинансировались. 
Помощь вслепую 
Этот кредитный рывок в сочетании с региональной вольницей и создал проблему на миллиард долларов. Проекты для участия в программе, которые стоили меньше 150 млн. рублей, регионы выбирали самостоятельно, не советуясь с Москвой. Всего они «навыбирали» на 896 млрд. рублей.
Многие из субъектов не утруждали себя проведением отбора и выдавали кредиты всем, кто к ним обратился, например, Карелия и Ханты-Мансийский автономный округ. Некоторые вообще не сообщали в федеральный Минсельхоз о выбранных проектах. На Алтае 1555 кредитов дали без рассмотрения комиссией по АПК. 
Кроме того, бизнес тоже хитрил при получении субсидий: в 2009 году чиновники отбирали для участия в программе бизнес-проекты, а не кредитные договоры, и заемщики могли увеличивать стоимость проекта, не уведомляя Минсельхоз. Субсидий требовалось все больше, но в бюджете удорожание проектов заложено не было. 
  • Только 30 из 79 регионов выдали субсидии по механизму, установленному законом, то есть отбирали жизнеспособные инвестпроекты. 
  • Несмотря на то, что Минфин в этом году не дал денег на выплату субсидий, обязательства Минсельхоза сохраняются. Ведомству нужны еще 30,4 млрд.руб. для субсидирования ставок по кредитам, которые взяли в 2012 году. 
  • На 70 млрд. рублей уже выданы кредиты, но не поданы документы на возврат субсидий на сумму 4,2 млрд. Плюс, аграрии брали кредиты с отложенными условиями погашения, а власти регионов просто забывали про них и не учитывали в бюджетных заявках, которые отправляли в Москву. 
  • Министерство по итогам инвентаризации оказалось должно 34,6 млрд.руб., из которых 28,6 млрд. просит у Минфина, а 5,9 млрд. предлагает выплатить регионам самостоятельно. 
  • У себя в закромах Минсельхоз нашел еще 6,8 млрд., потом попросил у Минфина до 2016 года еще около 35 млрд. на субсидирование ставок по кредитам, и традиционно получил отказ. 
Теперь отбор проектов для субсидирования приостановлен по всей стране, инвесторы заморозили свою деятельность до наступления лучших времен. 
Завалили деньгами, но все без толку
Мотивы инвесторов понятны: без государственной поддержки окупить аграрные проекты практически невозможно. Это доказывают данные по рентабельности различных подтораслей сельского хозяйства из справки Минсельхоза о результатах реализации Госпрограммы развития АПК 2008-2012 гг. 
Из пяти лет ее реализации три года рентабельность хозяйств без субсидий была отрицательной: в 2009 году -3,2%, 2010 году -5,4%, 2011 году -0,4%. С учетом субсидий рентабельность составляла 8-9%, но для того, чтобы стать инвестиционно привлекательной, отрасли нужно 25-35%. Из девяти индикаторов программы по приросту объема продукции полностью и без оговорок выполнены всего два. 
Общая кредиторская задолженность агропредприятий составляет сегодня 1,8 трлн.руб, это на 18,2% больше их годовой выручки. Доля убыточных хозяйств — 20%. Индекс производительности труда — 97%, она не росла из-за того, что технологически отрасль так и не обновилась. Зарплата в отрасли вдвое ниже, чем в среднем в экономике страны. 
Кредитный бум в сельском хозяйстве дорого обошелся прежде всего самим крестьянам. Из-за того, что субсидированных кредитов становилось все больше, денег на субсидии тоже было нужно все больше и больше. 
Их перераспределяли внутри программы — забирали из социальных статей и отправляли на выплату субсидий. В итоге, на социальное развитие села выделили в 2012 году только треть от обещанной суммы, за пять лет — всего 22,2%. Из-за этого жилья построили на 44,8 % меньше запланированного объема, около половины семей в селах по-прежнему не имеют газа, а 42% — питьевой воды. 
Что будет с господдержкой села и аграрного бизнеса дальше, пока не понятно. Правительство уже утвердило амбициозную Госпрограмму развития АПК до 2020 года и даже пообещало селу почти 3 трлн рублей, но в реальности этих денег просто может не быть. 
Судьба субсидий тоже в тумане. Тащить на себе выплаты по кредитам на 2 трлн в условиях, когда заемщикам может помешать все, что угодно — от погоды до конъюнктуры на мировых рынках — казна в условиях стагнации и падения цен на нефть точно не сможет. 
 

поверили путену дурачки.
avatar

егорка

кошкинзад — стабильность!
верной дорогой идем товарищи!
на гавно —
гу
Имею отношение к сельскому хозяйству, мои знакомые обратились в РосСельхоз за кредитом, им такой откат озвучили! Какое субсидирование процентов?
Кредит только получают приближенные к кубернатору и используют их на все нужды. На крайняк, для скупки зерна в августе и продажи в феврале.
avatar

Shmulia


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP