<HELP> for explanation

Блог им. olimp

Сегодня очередной судный день для миноритарных акционеров российских компаний.

24 января 2013 года поистине очередной судный день для миноритарных акционеров российских компаний.
Судный он не только потому что судьбоносный, но и потому что в это день пройдёт заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда по вопросу выкупа акций и обязательных предложений.

Как известно, в этой особо деликатной сфере: 
— много нарушений со стороны мажоритарных акционеров (заниженные цены выкупа, дербаны пакетов, якобы независимые оффшорки).
— множество разночтений одних и тех же норм закона.
Поэтому Президиум ВАС в очередной раз соберётся, чтобы на длительный срок растолковать нормы Федерального Закона «Об акционерных обществах» всем участникам арбитражных процессов. 

Анонс заседания Президиума 
Дата/время: 24.01.2013 в 14:00 

На заседание Президиума ВАС РФ приглашаются судьи, начальники управлений и отделов, сотрудники ВАС Российской Федерации, руководители и судьи Федерального арбитражного суда Московского округа, 9 и 10 арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов города Москвы и Московской области, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, другие приглашенные.
Дополнительно приглашаются представители: МЭР РФ, ФСФР, ФССП, Росимущества, Ассоциации по защите прав инвесторов, ПАРТАД, НАУФОР, ТПП РФ, РСПП, общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России» и «Российское общество оценщиков», Федеральной нотариальной палаты, Рабочей группы по созданию международного финансового центра.

Повестка: На заседании Президиума ВАС РФ будет рассмотрен проект постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части выкупа акций и применения главы XI.1)» 

Докладчик: Кузнецов Александр Анатольевич



Вопросы и ответы: 
— Почему это заседание важно? 
— Потому что на ближайшие годы в российской практике будет дано объяснение многим спорным нормам ФЗ «Об АО». 

— Где текст Проекта Постановления и выложен ли он в Интернете?
— Да, текст проекта Постановления выложен здесь Текст проекта Постановления Пленума ВАС «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части выкупа акций и применения главы XI.1)»


Известный миноритарий и частный трейдер Денис Панасюк написал письмо :

Письмо в ВАС РФ


Уважаемые Суд и уважаемые судьи Высшего Арбитражного Суда.
Я внимательно прочитал проект ПОСТАНОВЛЕНИЯ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части выкупа акций и применения главы XI.1).», назначенное на рассмотрение Пленумом ВАС 24 января 2013 года. (Далее – Дополненное Постановление).

Хочу поблагодарить Вас за внимание, уделяемое защите прав акционеров, одним из пунктов которого явилось принятие Постановления Пленума ВАС №19 от 18.11.2003 года. Оно разъяснило многие вопросы, связанные с правом приобретения акций дополнительной эмиссии, выплаты дивидендов, выкупа акций, одобрения крупных сделок и т.п.
Постановлением чётко было обозначено, что акционер (в том числе миноритарный) не бесправен. Права у него есть и чем точнее они будут обозначены – тем лучше, чтобы свои права акционер мог защищать, не опасаясь обвинений в корпоративном шантаже и рейдерстве.
За 9 лет, прошедшие с момента первоначального принятия Постановления, принято несколько десятков изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», важнейшим из которых для защиты прав акционеров является принятие главы XI.I «Приобретение более 30 процентов акций открытого общества». Этой главой установлены права и обязанности миноритарных и мажоритарных акционеров ОАО. Соответственно, назрела необходимость дополнить Постановление Пленума №19 от 18.11.2003 новыми дополнениями и разъяснениями.

Предлагаю также посмотреть на проблему защиты прав миноритарных акционеров в расширенном смысле, поскольку миноритарным акционером АО может быть не только физическое лицо или юридическое лицо, но также государство, негосударственные пенсионные фонды, негосударственные управляющие компании, Внешэкономбанк, которые управляют в том числе пенсионными деньгами большей части населения России.
Получается, что косвенным образом, миноритарным акционером можно признать почти каждого жителя нашей страны.

Непосредственно по проекту Дополненного Постановления хочу обратить внимание на пункт 36.1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального Закона «Об акционерных обществах», лицо (далее – Закон), которое приобрело более 30, 50 или 75 процентов общего количества акций ОАО, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции (далее – владельцы ценных бумаг), публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – обязательное предложение). 

Соответственно, второй абзац пункта 36.1 предлагает три варианта (основной, первый и второй) развития событий в случае, если лицо, указанное в статье 84.2 Закона, либо его аффилированные лица не только не направили обязательное предложение остальным акционерам ОАО, но и сократили свой пакет ниже пороговых величин, предусматривающих направление обязательного предложения:
Основной вариант гласит, что лицо, указанное в статье 84.2 может в любой момент даже по истечении 35 дней с момента приобретения акций, может сократить свой пакет ниже порогового и таким образом избежать направления обязательного предложения и административной ответственности по КоАП РФ.
1-й вариант второго абзаца гласит, что обязанность направления обязательного предложения прекращается лишь в случае, если лицо, указанное в статье 84.2 Закона, успеет снизить свой пакет акций ниже порогового значения до истечения срока в 35 дней. Если лицо не успеет снизить размер своего пакета, то обязанность направить обязательное предложение остаётся.
2-й вариант второго абзаца пункта 36.1 гласит, что даже если лицо, указанное в статье 84.2 Закона снизит свой пакет ниже порогового, то обязанность направить обязательное предложение не прекращается. 

Считаю, что второй абзац пункта 36.1 Постановления должен звучать так:
«Если лицо, указанное в статье 84.2 Закона, либо его аффилированные лица произвели отчуждение акций третьим лицам либо сделка по приобретению соответствующих ценных бумаг была признана недействительной, в том числе после истечения 35-
дневного срока, в результате чего размер пакета акций, принадлежащих такому лицу, в том числе совместно с аффилированными лицами, стал меньше пороговых величин, указанных в данной статье, то обязанность направить обязательное предложение не прекращается.» 


Выбор этого варианта связан с тем, что более чем 5-летний срок действия Главы XI.I Закона показал, что многие российские и оффшорные компании делают всё, чтобы не исполнять нормы статьи 84.2. Российские юридические и физические лица после приобретения контроля в открытых акционерных обществах периодически переводят (дробят) пакеты акций подконтрольных им обществ во владение оффшорами, что не позволяет узнать реальных бенефициаров пакетов акций и выявить аффилированность или неаффилированность российского владельца и оффшора. 
При этом наблюдения за голосованием на Собраниях акционеров ОАО позволяют увидеть, что реальной смены собственности не произошло, а произошёл лишь перевод пакета на офшор, в том числе и для того чтобы не направлять обязательное предложение остальным акционерам. 
В Послании Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию от 12.12.2012 было сказано, цитирую «Нам нужна целая система мер по деоффшоризации нашей экономики». Таким образом, те, кто создавал оффшоры лишь для того, что не соблюдать нормы Закона по выставлению обязательного предложения, перестанут это делать.

Вместе с тем, крупные иностранные корпорации (PepsiCo, Юнилевер, Данон и т.п), приобретая контроль в российских ОАО никогда не дробят свои пакеты акций и не отказываются от выставления обязательного предложения. 
Получается, что правовая культура иностранных корпораций выше, чем некоторых наших российских мажоритариев. Поэтому вариант, который предполагает, что обязанность направления публичной оферты не зависит от срока владения крупным пакетом акций (1 час или 35 дней или более), позволит повысить правовую культуру в России, потому что исключит остальные толкования этой части статьи 84.2.

Вариант, предполагающий, что у лица сохраняется обязанность выставления обязательного предложения, только в случае если оно не успело в течение 35 дней снизить свой пакет акций меньше пороговых величин, слабо защитит остальных акционеров ОАО. 
Как показывает практика, достаточно срока в 5 дней (а не 35 дней), чтобы избавиться от пакета акций и снизить владение ниже порогового значения, особенно если вариант «дробления» пакетов предусмотрен заранее.

Основной вариант текста Проекта Дополненного Постановления, который предполагает, что лицо, указанное в статье 84.2 Закона может в любой момент сократить свой пакет ниже порогового и таким образом избежать направления обязательного предложения, считаю неприемлемым по следующим причинам:
1) Принятие второго абзаца пункта 36.1 в таком виде лишает миноритарных акционеров возможности продать свои акции по справедливой цене, указанной в Федеральном законе. 
Нарушится система сдержек и противовесов, установленная смыслом главы XI.1 Закона, согласно которой миноритарии и владельцы крупных пакетов имеют права и обязанности: право миноритария продать акции по статье 84.2 Закона и обязанность продать по статье 84.8 Закона, право владельца крупного пакета выкупить акции по статье 84.8 Закона и обязанность выставить обязательное предложение по статье 84.2 Закона.
По прежнему ничто не защитит миноритарного акционера от мажоритарного, планирующего принудительно выкупить акции, перешагнув порог в 95% в результате обязательного или добровольного предложения. При этом сами миноритарии не защищены от смены собственника в ОАО, лишаясь права продать свои акции, особенно в случаях когда акции акционерного общества не торгуются на организованном рынке ценных бумаг.
Получается, что права крупного акционера остаются в силе, а права миноритарного акционера исчезают.

2) Принятием второго абзаца пункта 36.1 в такой редакции Дополненного Постановления будет подменён пункт 8 статьи 84.2 Закона, в котором указан исчерпывающий перечень моментов, когда нормы статьи 84.2 Закона не применяются. 

3) Пункт 36.1 в такой редакции практически сведёт на нет все последующие пункты абзаца 36, касающиеся обязательного предложения. 
Иначе говоря, в такой редакции второго абзаца пункта 36.1 обязательное предложение перестаёт быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, становясь только желательным (добровольным), а последующие пункты посвящены в основном обязательному предложению.

4) Принятие второго абзаца пункта 36.1 в такой редакции снизит привлекательность российского рынка ценных бумаг для владельцев пакетов акций ниже контрольного. 
Зачем инвестировать деньги в акции российской компании, если через некоторые время её контролирующие владельцы могут смениться, а ты не сможешь защититься от этого, продав акции по обязательному предложению. 

В связи с вышеизложенным, прошу Высший Арбитражный Суд выразить свою точку зрения по тексту второго абзаца пункта 36.1 Постановления, не ущемляя права миноритарных акционеров, что позволит избежать многочисленных судебных споров.

Остальные пункты проекта Дополненного Постановления, связанные с выкупом акций и главой XI.1 предлагаю оставить без изменений по Основному варианту текста.

С уважением, Панасюк Денис Васильевич, миноритарный акционер нескольких Открытых акционерных обществ.
 

Молодец ДенПанас — один из немногих, кто пытается бороться за соблюдение законов и свои права. Посмотрим, примут ли правильное решение или и дальше будут «ездить просить инвесторов вернуться»
avatar

DemSPb

ден молодец!

здоровья ему!
avatar

AlexInvestor

Владимир, если не сложно, скиньте потом сюда результаты заседания
avatar

DemSPb

DemSPb, ОК
avatar

olimp

да, давно пора. но уверен, ничего революционно ВАС не примет, т.к. первым, что надо делать — это менять главу XI.1. ФЗ об ОАО.
avatar

Mechel

Mechel, да много что нужно делать, чтобы стать цивилизованней. Именно делать, а не болтать, как наши пизд… лы из Кремля.
DemSPb, решение будет тут presidium.arbitr.ru/
avatar

olimp

Mechel, вопрос по редакции главы XI ФЗ это к депутатам ГД, а это может только тот кто ими руководит, а он сейчас в Давосе очередные обещания раздает
avatar

olimp

Владимир Ходаков, вот именно поэтому мне непонятно чего вы хорошего ждете от ВАСа
да, хорошее дело!
панасюк молодец.
avatar

mauzer

Панасюк Д.-молодец!
avatar

Astra

что нарешали то?
avatar

Johnny_22


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP