<HELP> for explanation

Блог им. billikid

АльфаБанк - Рублевая ликвидность: Несогласованность действий государственных структур

Рублевая ликвидность: Несогласованность действий государственных структур
Выводы
Рублевая ликвидность банковского сектора остается достаточно больной темой на протяжении последней пары лет. Окончательно разобраться в этом вопросе мешают как неоднозначные формулировки в законах и противоположные по значению высказывания представителей власти, так и просто недостаток данных.
Исходя из имеющейся в наличии информации можно сделать вывод, что в ближайшем квартале продолжится постепенное сокращение ликвидности, берущее свое начало в конце 2010 г. Средства, поступившие в начале года, будут большей частью изъяты в течение 1-2 месяцев. Маловероятно, что в течение столь короткого времени будут приняты решения, позволяющие решить данную проблему. Таким образом, рублевые ставки сохранят тенденцию к росту.
Преломить сложившуюся тенденцию могут лишь совместные действия ЦБ и Минфина, с чем в последние годы на данном поле деятельности не складывается.

Рублевая ликвидность банковской системы в общем случае достаточно стабильная величина. Существенное влияние могут оказывать только действия Центрального банка (валютные интервенции, займы, скупка активов и др) и Министерства Финансов (налоговые сборы, траты бюджета и т.д.). Действия Минфина имеют такое влияние в связи с тем, что бюджетные средства в основной своей массе хранятся на спец. счетах в ЦБ и, таким образом, не пополняют ликвидность системы. На конец года приходится существенная часть расходов бюджета. Именно благодаря этому, чистая ликвидность существенно улучшается в это время. Для примера, за декабрь 2012 г чистая ликвидность выросла примерно на 0,9 трлн. руб.
Минфин: продолжительная стерилизация ликвидности. В теории, в случае сбалансированного бюджета (доходы равны расходам), либо при превышении расходов на доходами, действия Минфина оказывали бы лишь временный эффект на общую ситуацию с ликвидностью. В 2011 г профицит составил 442 млрд. руб.; по предварительным данным в 2012 г бюджет выполнен с дефицитом в 12,8 млрд. руб.
Профицит бюджета может быть использован различными способами. Средства, составляющие профицит, могут быть перенесены для покрытия расходов следующего года, а следовательно останутся на спец. счетах в ЦБ до того момента, когда (если) будут использованы для фондирования расходов бюджета. Кроме того, нефтегазовые доходы, не использованные для покрытия ненефтегазового дефицита бюджета, могут быть использованы для наполнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда (РФ). До настоящего времени фонды в этом случае конвертировали полученные рубли в валюту напрямую через ЦБ, что окончательно выводило их из системы. Стоит отметить, что не все средства, попадающие в фонды, выбывают из ликвидности, т.к. деньги ФНБ и РФ иногда используются для фондирования дефицита бюджета, в т.ч. пенсионных обязательств.
На практике суммы, перечисляемые в ФНБ и РФ, не сильно зависят от размеров дефицита и профицита бюджета. Так, в 2011 г в РФ поступила сумма 1,1 трлн. руб. Нормативный размер Резервного фонда составляет 7% от ВВП. В 2012 г, несмотря на предварительно подсчитанный дефицит бюджета, в Резервный фонд планируется перечислить 0,9 трлн. руб.
Текущие действия Минфина ведут к постоянному снижению чистой ликвидности банковского сектора.
Банк России: регулирование ликвидности. До середины 2010 г ЦБ активно использовал интервенции на внутреннем валютном рынке не только для контроля за курсом рубля, но и для управления ликвидностью банковской системы. Этот способ в сочетании с кредитованием сектора достаточно удобен, т.к. позволяет гораздо эффективнее воздействовать на настроения участников валютного рынка. ЦБ позволяет участникам набирать валютные позиции, понимая, что взвинтив ставки по рублевым заимствованиям, заставит игроков выйти из валюты в пользу рубля, что и было продемонстрировано в конце 2008 – первой половине 2009 гг.
Отказавшись от жесткого контроля за валютным курсом, ЦБ утратил и один из способов вливания «бесплатной» ликвидности в систему.
Альтернативным способом управления ликвидностью сектора Банк России избрал кредитование. Однако из-за постоянного оттока средств, вызванного действиями Минфина (по накоплению резервов в ФНБ и РФ), кредитование не является панацеей, т.к. в конечном итоге заменяет бесплатную ликвидность платной и, таким образом, повышает долговую нагрузку банковского сегмента. Постоянный рост долговой нагрузки постепенно толкает рублевые ставки вверх.
Взаимодействие государственных структур: в поисках выхода. Судя по всему, ЦБ обеспокоен текущей ситуацией. В конце ноября 2012 г Банк России предложил Минфину ввести правило неувеличения остатков на спец. счетах выше некоторой установленной величины. Сумму, превышающую нормативные остатки, Минфин должен будет размещать на депозитах в коммерческих банках. Ожидается, что этот механизм заработает в 2013 году.
Однако целиком проблему данный механизм не снимет, поскольку, хотя ликвидность и увеличится, это повлияет только на «платный» объем. Дополнительно желательно обязать ФНБ и РФ конвертировать поступающие им рубли в валюту через рынок, не допуская их стерилизацию. Пока никаких комментариев на этот счет не поступало.
В 2012 г поступление 1,1 трлн. руб. на счета Резервного фонда произошло 30 января. Эти средства в течение февраля были конвертированы в валюту напрямую с ЦБ. Если в этом году конвертация произойдет через рынок, влияние первого налогового периода на ликвидность будет нивелировано, хотя может наблюдаться некоторое ослабление курса рубля. В случае, если Минфин воспользуется старой схемой, нам предстоит еще один год с чистым оттоком по ликвидности. Учитывая то, что новости по данному вопросу отсутствуют, наиболее вероятным остается второй вариант.
Положительным является факт того, что перечисление средств в фонды предполагается перевести на ежеквартальную основу. Это существенно снизит объем разовых поступлений, что повысит вероятность конвертации их через рынок, т.к. потенциальное давление на валютный курс также снизится.
Некоторую неопределенность вносят намерения правительства передать часть средств ФНБ в управление Росфинагентству. Вероятнее всего, эта часть средств, которая выйдет из-под управления Минфина, поступит в том или ином виде на рынок и, соответственно, положительно повлияет на ликвидность. Учитывая, что быстро такие решения не принимаются, притока ликвидности в сегмент в ближайшее время ожидать не стоит. Кроме того, даже если Росфинагентство получит 10% ФНБ в ближайшее время, существенно на сложившуюся ситуацию это не повлияет. На 1 января 2013 г все средства фонда составляли 2,7 трлн. руб. Учитывая, что 100 млрд. руб. необходимо потратить на инфраструктуру, а инфраструктурные облигации еще только в планах, ликвидность потенциально может увеличиться только на 170 млрд. руб. что в масштабах сектора не так уж и много.
Несмотря на все планируемые положительные (для ликвидности) изменения, вероятность того, что они произойдут в ближайший квартал невысока. Минфину и ЦБ нужно время для того, чтобы договориться, депутатам – чтобы обсудить и принять поправки к законам. Поэтому притока бесплатной ликвидности ждать пока не стоит. Решений, действительно способных преломить ситуацию постоянного оттока рублевых ресурсов, пока не было озвучено.
 

Моя удивлятся, ну скока моно однако удивляться якобы проблеме с якобы сложной ситуацией с ликвидностью? Не уже ли ещё не ясно, что это не проблема, а ныне действующий курс-политика регулятора?
avatar

INROS


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UPDONW