Блог им. option-systems

Разумный инвестор 2015

«Не надо бояться покупать акции. Надо бояться их не покупать» (УК Арсагера)

Разумный инвестор 2015

Это уже третий практический список компаний по критериям проекта «Разумный инвестор». Если всё начиналось, как теоретическая проверка и изучение поведения данных портфелей на истории, то сейчас это практика. Ощущения естествоиспытателя испытываю :)

Историю проекта и моих исследований можно посмотреть — Шадрин. Сборник исследований и опытов в сфере инвестирования. 2011-2015 гг.

Прошлые топ-листы Разумного инвестора:

2013

2014

В этом году список готов уже к 30 апреля.

Развитие фондового рынка в России не стоит на месте, если раньше по МСФО компании могли отчитываться сколь угодно долго, хоть до июня, а то и до осени (а могли и вообще не отчитываться по МСФО), то сейчас – до 30 апреля, не позже. Спасибо законодателям.

Такая же история с дивидендами. Мы пришли к порядку в данных вопросах. Хотя бы по форме.

Следующий шаг – изменения в содержании: понимание менеджментом компаний того факта, что акционерные общество имеет и обязательства перед акционерами. В части, как минимум, наличия справедливой цены компании сообразно экономики компании.  

Итерация за итерацией, но Россия идет вперед!

Модельный портфель #1

В прошлом году рекомендация покупать была по 8 компаниям:

Разумный инвестор 2015

Кроме этого, в 2014 я писал, что данный список не статичен – и могут, добавлены другие компании, если цена меня устроит. Были претенденты.

Разумный инвестор 2015

И они были добавлены: Мостотрест и Башнефть ап.

Почему-то не купил М.Видео по 130 руб. – хотя по ней было явное «окно возможности». Видимо другие возможности казались более интересными. Но в любом случае это явный промах – нужно отслеживать акции в постоянном режиме, которые отсутствуют в портфеле, но которые потенциально могут туда войти.

Разумный инвестор 2015

 

Результаты с учетом дивидендов за последний отрезок (1 июля 2014 – 30 апреля 2015) и в целом за почти 9 лет (1 июля 2006 – 30 апреля 2015) по модельному портфелю #1:

Разумный инвестор 2015

Картина относительно акций из индекса ММВБ:

Разумный инвестор 2015

В этом году не удалось обогнать индекс ММВБ модельному портфелю #1.

Но это по портфелю в теории, сформированному на определенную дату (30 июня 2014) не удалось обогнать индекс, на практике же результат значительно лучше. Ранжирование покупок исходя из потенциальной доходности и регулярные покупки – дали свои плоды. Подробнее про практические результаты напишу в июле 2015 года.

Про механику формирования портфеля акций – подробнее тут.

Чудо–график за 9 лет.

Разумный инвестор 2015

Конечно, хороший задел сделан за предыдущие годы, а 2014 год можно назвать неудачным годом для «Разумного инвестора». Но всё-таки один год – это один год, а во-вторых, данная методика отбора — лишь одна из многих стратегий, и довольно простая, если даже не примитивная.

ФА – работает, работал и будет работать!

Часто приходится слышать, что фундаментальный анализ или стоимостное инвестирование не работают в России, могут рассказать про Газпром по 360 в 2008 году и прочее. Я считаю – это глупая аргументация.

Обычно разные небылицы про ФА могут говорить люди, которые не разбираются в данном вопросе. В принципе, изначально Разумный инвестор и задумывался с целью показать на истории (и кстати, выбран самый сложный отрезок с 2006 года для  РФР, а мегарост с 2001 по 2006 специально не стал брать), что стоимостное инвестирование работает!

 

Разумный инвестор 2015

Инвестор не мог купить тогда Газпром – он стоил 2 собственного капитала и 15 годовых средних прибылей за 3 года. Это было дорого. Правда, ROE (около 20%) была повыше, чем сейчас, но всё равно нельзя было покупать его тогда!

Сейчас Газпром стоит 0,36 собственного капитала и 3,5 своих средних прибылей за 3 года. Но и ROE около 12%. В любом случае сейчас Вы покупаете доходность +33% (12%/0,36), а тогда лишь 10% (20%/2). Это если на пальцах – объяснить, что делает инвестор, он покупает стоимость.

Снижение ROE, как и оценки Газпрома – следствие неэффективного руководства, как в части операционной деятельности, так и корпоративной. 

Разумный инвестор 2015

Сейчас капитализация еще ниже – 59 млрд. долларов!

Разумный инвестор 2015

Проблем много у Газпрома — долги Украины, спекуляции вокруг проектов «Южный/Турецкий поток» и «Сила Сибири», крупные кап.затраты, потенциальные поставки сланцевого газа из США в Европу, предложения о разделе Газпрома, независимые газовики…

но главной проблемой является — отсутствие разумной модели управления акционерным капиталом (МУАК).

Я уже писал — Газпром — 405 рублей!

Логичный вывод – менять нужно, даже не руководство, а нужно принципиально изменить всю систему управления акционерным капиталом.

Можно начать с малого – провести хотя бы одного независимого члена в СД от миноров. Это еще одна аномалия Газпрома!

А что же миноритарные акционеры Газпрома – их как-никак 49,8%. Почему нет ни одного представителя миноритарных акционеров в СД?

Как такое может быть? Задаю этот вопрос – вновь и вновь…

Каждый год проводятся ГОСА, где переизбирается Совет директоров. Нужно лишь объединить усилия всех миноритарных акционеров и выбрать своих представителей в Совет директоров. С 49,8% — на 5 мест можно смело рассчитывать. Кажется, всё просто.

А вот сделать это очень сложно, практически невозможно.

Например, созвать жильцов одного дома на собрание жильцов очень сложно, об этом все знают, а теперь представьте 500 000 акционеров Газпрома. Консолидировать их интересы — архисложная задача!

Пока этого не удалось сделать никому.

В прошлом году кандидат, предложенный Ассоциацией по защите прав инвесторов (АПИ), финн Сеппо Юха Ремес (глава шведского инвестфонда EOS Russia, инвестирующего в российские сетевые энергоактивы) был выдвинут контрольным акционером в члены Совета директоров ОАО «Газпром». АПИ выступила с инициативой на профильной Комиссии по отбору независимых и профессиональных директоров при Росимуществе рассмотреть кандидатуру Сеппо Ремеса в качестве независимого директора. Правительство РФ и Администрация Президента РФ поддержали предложения Комиссии.

Разумный инвестор 2015

Но он не прошел (не набрал необходимого числа голосов), а в этом году ему еще и запретили въезд в Россию.

Опасное это дело – идти в СД Газпрома, если финн стал не въездным, то русский может стать и не выездным J

Но работать в этом направлении необходимо, несмотря на «могучие» силы, которые могут противостоять данным изменениям.

 

Продолжим дальше по итогам по модельному портфелю #1…

Интересный факт – частные нефтяники в моем портфеле (ЛУКойл, Татнефть и Сургутнефтегаз) показали гораздо лучше результат «государственников» (Роснефть и Газпром). Смотри график выше!

Падение Соллерса и МОЭСКа еще как-то можно принять, но вот падение Сбербанка и одновременный рост ВТБ – просто нонсенс! Компания менее эффективная и менее прозрачная – росла, а Сбербанк с классным Грефом падал. Нерыночный процесс. После эмиссии префов по 1 копейке – по ВТБ нечего уже и добавить.

Плюс Сбербанк преф упал значительнее обычки.

Цена обыкновенных и привилегированных акций и уровень спреда с января 2000 года по сей день. Цены с учетом сплита.

Разумный инвестор 2015

В своем время Сбербанк – рос круче Apple!))

Разумный инвестор 2015

Но и сейчас хороший момент для покупки Сбербанк ап! Особенно с новым трендом по долговой ставке.

Обычно минимальный спред (8-20%) между классами акций Сбербанка был при пиковых значениях по префам: в декабре 2009, в ноябре 2006. Сейчас явно – обратная ситуация.

Спред 53,8%. Для последних 5-6 лет – это максимальное значение.

Разумный инвестор 2015

Стронг лонг Сбербанк ап!

 

Модельный портфель #2

Рекомендации 2014

Разумный инвестор 2015

Результат

Разумный инвестор 2015

Не индексные акции показали себя лучше, чем индексные акции :)

Плюс усреднения при снижениях дали на практике результат еще лучше! Я доволен.

Отстающие Газпромнефть и Лензолото ао, думаю еще вырастут и очень значительно.

Решил уровнять доли модельных портфелей #1 и #2 в своем реальном портфеле – сейчас максимальные лимиты по 15%. Т.е. в целом на данную систему принятий решений я отвожу 30%.

Почему не больше? Понимая все минусы данной стратегии — больше не могу выделить. Диверсификация по системам тоже разумный шаг. 

Основной минус данной системы – это «управление автомобилем, смотря в зеркало заднего вида». Она полностью основана на данных из прошлого, с одной стороны это хорошо – данные из прошлого самые точные, но инвестиции – это взгляд в будущее.

Пока в России – «дешевые» активы данная стратегия применима, когда будет «дорого» — она будет давать просто пустое множество.

И кстати, про это далее…

 

Список-2015.

Проанализировав отчеты за 2014 год и прогнав их по своей модели – в этом году получилось пустое множество по акциям из индекса ММВБ (модельный портфель #1) – т.е. ни одна акция не прошла все требуемые фильтры.

Все картинки отлично увеличиваются!  

Разумный инвестор 2015

Такое уже было в 2006 и 2008 гг. Но тогда причины были совсем другие. Об этом ниже.

Кроме индексных бумаг я считал и по компаниям, не входящих в индекс ММВБ. Тут три акции всё-таки прошли все тесты. Это НКНХ ап, Газпромнефть и Лензолото ао.

Разумный инвестор 2015

Высокая доходность долгового рынка и курсовые разницы!

Вот два фактора, которые не дают многим акциям пройти отбор. Но с начала 2015 года пошли обратные процессы – рубль укрепляется и доходность падает.

К примеру, сейчас Долгосрочная ставка (% годовых) рынка ГКО-ОФЗ равна 10,57% (этот показатель я использовал в расчетах), а год назад было около 8%, и думаю, через год мы придем опять к 8%.

Об этом заявляют в ЦБ РФ (30 апреля 2015 года ключевая ставка была понижена до 12,5%), — снижение до 8% в течение следующих 12 месяцев. Рынок уже переоценивает  гос.облигации с опережением к ключевой ставке. План ЦБ РФ по инфляции в 2017 году – 4%.

Разумный инвестор 2015

И прогноз ВЭБ осуществляется…

Разумный инвестор 2015

Траектория задана. И она логична. Россия, как и любая другая страна не может жить при ставках 12-17%. Необходимо вернутся к однозначным ставкам, а еще лучше – к уровню 5-6%. Без этого не сможет нормально функционировать бизнес.

Корнер в долларе мы пережили – теперь нужно налаживать жизнь.

Устанавливать высокие ставки из-за страха инфляции, в конечном счете, — это и проводит к высокой инфляции, так как дорогие кредиты бизнесу приходится закладывать в цену товаров, плюс при таких ставках —  умирает деловая активность, и в итоге конкуренция. А отсутствие конкуренции – это консервация неэффективного бизнеса (типа Роснефть, ВТБ) и высокие цена (высокая инфляция).

Я построил альтернативную модель — при ставке долгового рынка 8%.

Кроме этого, как я уже писал в своем блоге, продолжением моей стратегии Разумный инвестор является Разумный инвестор 2.0 – это почти то же самое, только без требований по абсолютным значениям ROE и долговой нагрузки. Своего рода еще большее упрощение, но на истории тоже работает J

Разумный инвестор 2.0 появился, когда я хотел визуализировать итоги анализа посредством сети целевых цен – своего рода «дорожной карта», до следующей переоценки. Писал ранее – Дорожная карта инвестора (в 2-х частях).

Объединил Разумного инвестора и Разумного инвестора 2.0, плюс добавил варианты при 8% и 10,57%. Вот что у меня получилось.

Рейтинг предпочтений 2015.

Разумный инвестор 2015

Акрон и МосЭС – не имеют сигнала «Покупать» и по «Разумный инвестор 2.0» на данный момент (почему я их и продал), привел для сведения (почему я их и продал).

Ростелеком ап – новая акция в моем списке (точнее она вернулась через год – подтверждение того, что данная система это «окно возможностей», т.е. ориентирована на то, когда покупать, а не когда продавать). Согласно, лимитов и приоритетов – начну накапливать.

Итоговые целевые цены я вывел как среднее между целевой ценой по базовому расчету с 10,57% и альтернативному расчету с 8,0%. Это цена — «до которой я готов покупать». Цена, по которой я продам – это другая тема.

Посмотрим через год – прав я был в своих суждениях, или первая версия Разумного инвестора, которая сейчас рекомендует положить деньги на банковский депозит, а я её не послушал.

Но по мне, сейчас не «июнь 2008», а скорее «март 2009»…

Не надо бояться покупать акции. Надо бояться их не покупать!

Кроме этого, что я еще не учел в  расчетах выше – это уже положительные курсовые разницы, которые компании получат. Т.е. возможно мои оценки еще очень консервативны.

За 4 месяца 2015 года – рубль серьезно укрепился, и теперь компании, которые имели финансовые потери от переоценки валютных долговых обязательств получат положительный финансовый результат от обратного движения.

Повторюсь – это система лишь часть портфеля, и относиться к ней нужно, как советчику, а не руководителю.

Есть очень много интересных идей, вне этих рамок – про них читайте в моём блоге!

 

Разумный инвестор 2015

Несколько слов по тем акциям, которые я продал в этом году.

Для меня продажа акции – это целое событие. Я не так часто это делаю. Хотя после моего поста Ротация  — меня некоторые люди назвали чуть ли не «лудоманом».

Продажи акций – это нормально. Многие люди – многое домысливают обо мне, видимо, я не всегда четко выражаюсь.

Закрытие позиций — это нормальная ситуация, это как садовник обрезает слабые ветви дерева, чтобы в целом дерево развивалось лучше. Я не покупаю акции «навечно» и забываю о них. Но я и не суечусь, продавая/покупая акции каждый день/неделю/месяц. Раз в год стоит посмотреть, что дальше делать.

Сейчас не буду рассказывать про конкретные итоги по закрытым сделкам (это всё в июле 2015 опишу), напишу лишь причины продаж.


Разумный инвестор 2015
 

Роснефть

Ради интереса посмотрите три годовых отчета за 2014 год: ЛУКойл, Газпромнефть и Роснефть. Одна — частная, вторая – почти государственная и третья — государственная. Соответственно и результаты и эффективность, и забота о своих акционерах – идет от лучшего к худшему.

Когда выходили отчеты все говорили о снижении прибыли у нефтяников и от снижения цен на нефть, и потери от курсовой разницы (долги Роснефти огромны, и почти все в валюте), но почему-то никто не отметил такой маленький нюанс – отчетность у ЛУКойла была в долларах, а у Газпромнефть и Роснефть в рублях.

Как говорят в Одессе – «это две большие разницы».

Прибыль ЛУКойла снизилась, но это в  долларах, а в рублях же осталась почти такой же.

В отличие – от Роснефти, при пересчете в доллары – фин. результат вошел в убыточную зону за 2014 года по совокупной прибыли. Газпромнефть – снизил прибыль, но убытка нет.

На лицо – крайняя неэффективность гос.компаний. Данная неэффективность – закрепляется дальше, выпуск облигаций в декабре 2014 года на не рыночных условиях – по факту был прямой эмиссией денег ради спасения монстра Роснефть.

Когда Вам достаются деньги не рыночным путем – Вы их и использовать будете не рационально, а по-чиновничьи.

Я не вижу перспектив по Роснефти, и цифры за 2014 год соответствуют моим выводам. Лучше – Газпромнефть и ЛУКойл.


Разумный инвестор 2015
Мосэнергосбыт

По МосЭС вопрос цены. Кстати, я её продал (продал в плюс) – а на следующий день выходит новость о обмене ИнтерРАО - акций МосЭС на доли в ген.компаниях.

ИнтерРАО консолидирует МосЭС (уже 71,48%), до этого была информация, что на базе МосЭС ИнтерРАО хочет объединить ряд своих энергосбытов. Совет директоров компании должен был рассмотреть данный вопрос в марте-апреле.

Возможно, данная история и интересна, я бы вложился, но дешевле. Да и играть с Игорем Ивановичем – опасно.

Смотрите четыре интересных картинок от Элвиса Марламова. Смотрите за шариком. Кручу – верчу, обмануть хочу  :) 
Следите за МосЭС — 2009-2018 гг.

Разумный инвестор 2015 

Разумный инвестор 2015
Разумный инвестор 2015
Разумный инвестор 2015

Забавная смена собственников у МосЭС – в итоге всё в Роснефтегаз. Может вообще всё туда нужно передать, и тогда Игорь Иванович будет абсолютно счастлив. И зачем приватизация РАО ЕЭС делали? В итоге — Роснефтегаз в любом случае получается. 

Не знаю — стоит в это идти в принципе? С Сеченым — обычно всегда какие-то «хотелки потом получаются». Про то, какого цвета данный рыцарь всем известно. 

 

Соллерс

Разумный инвестор 2015 

Так же вопрос в цене – считаю, что на данный момент компания не имеет необходимого «запаса прочности» по цене — есть более интересные истории.


Разумный инвестор 2015 
Башнефть ап

Цена, еще раз цена. Компания была очень хорошая, по крайней мере, при Евтушенкове. Сейчас это государство и Башкирия. Может, дешевле еще раз зайду, качели 800-1500 руб. по префам Башнефть уже не в первый раз :)

 
Разумный инвестор 2015 
Акрон

Валютные долги отрицательно сыграли на фин.результатах компании за 2014 год. Это потянуло одно за другим. В этом году – только держать/продать.

Это компания одна из любимых, но сейчас для меня дорого. Идея в ней остается – достаточно посмотреть на работу с ресурсной базой, ценой газа в России – и понять, что Акрон – это то, что надо. Но я беру Дорогобуж, а не Акрон, это как брать АФК Система, а не МТС – хочется еще дополнительный бонус для идеи.

 

Кстати, тема – почему почти все компании так бездарно провели операции хеджирования валютных, процентных и товарных рисков – ведь в 2014 году на рынках были супертренды и все должны были хорошо заработать на хэдже:

1. рубль/доллар (с 35 до 70)

2. нефть (с 100 до 40)

3. рублевые процентные ставки (с 8 до 14)

Хэдж – должен был сработать везде! На то это страховка, чтобы компенсировать убытки, для того, чтобы компания могла переживать такие года, как 2014. А у нас – после «страхового случая» компании еще и должны оказались?! Получается, так каждый год – потери и опять потери.

Или все опасались, что доллар/рубль будет 25, нефть 150, а ставка в России 4% ??? И хеджировали именно такой вариант :)

Возможно – хеджирование в России, это и не хеджирование вовсе, а очередной схематоз по выводу денег на сторону. Кто получил все эти миллиарды? Если у кого-то убыток, значит у кого-то прибыток :)

Поставлю данную тему в очередь для исследований.

Разумный инвестор 2015 

Успешных инвестиций!

★18
113 комментариев
Акрон покупать рука не поднимается и продавать такую компанию не хочется. Думаю, что все кто по 1100-1500 набирали — сейчас в ожидании.

Мвидео, вероятно, еще не поздно начать покупать.
Константин Манулов, по Акрону я заставил зарезать позицию
плюс+плюс+плюс+плюс++++
avatar
арсагера цитирует сама себя, вот это поворот!))
avatar
websan, я и Арсагера — всё-таки не одно лицо :)
у меня файрфокс отказался открывать страницу пишет — привышен лимит допустимых символов :)
avatar
«Чудо график» хорош, примерно 27% годовых. Кто так красиво отторговал 9 лет?
Стас Бржозовский, это данные критерии «Разумного инвестора»
Александр Шадрин, я совсем не понял ответ. Какой то модельный портфель?
Стас Бржозовский, да — каждый год формируется портфель и так каждый год.

в реальности — всё даже лучше было :)

доли другие и вход регулярный — при волатильном рынке это плюс долгосрочному инвестору.
Александр Шадрин, ок, понял. Есть тут проблема. Картинку можно (без подгонок и подбора каких либо параметров) нарисовать и лучше, в разы лучше. Но в сложные годы многие разумные инвесторы становятся сильно неразумными, к сожалению. Начинают дергать деньги на латание важных и срочных дыр. И тогда подобные картинки сильно меняются. Не в лучшую сторону, естественно. А для «разумных» по настоящему вола на рынке в радость и портфель можно улучшать радикально. Мне кажется ты все таки зря сконцентрировался исключительно на фундаментале. Если к твоему фундаменталу прикрутить грамотное использование волатильности бумаг, то, возможно, получился бы неплохой аргумент для нелюбимых «спекулянтов»
Стас Бржозовский, ну как можно прикрутить то, чего нет в реальности и является лишь фантазией по факту.

Как могут влиять сделки между отдельными лицами на сделки между другими лицами, ведь у каждого свои причины.

Тут путается причина и следствие.

Но это спор на часы :)

Хорошей недели!
Александр Шадрин, ну на часы я положим спорить не буду, на коньяк могу. А то что волатильность цен это фантазия доставило) Причина всегда одна — желание зарабатывать немало и регулярно, а вот следствия… У кого как получается)) тоже всяческих удач.
Стас Бржозовский, я про то, что на краткосрочных движениях зарабатывать — это просто угадайка.
Александр Шадрин, возможно. Но я нигде не писал про краткосрочные движения, я про волу писал
Стас Бржозовский, тогда я Вас не правильно понял.

на большой волатильности актива — и инвестор зарабатывает больше при разумном подходе :)

покупать монотонно-растущую акцию или сильно волатильную — две большие разницы.
Александр Шадрин, мне бы на «ты» удобнее если возможно, хоть и брудершафта не было. Наверное неправильно. Странная на ресурсе картина выходит — масса народа разделилась на 2 лагеря, каждый лагерь имеет одну аксиому. Первый не сомневается в истиности высказывания «спекулянты» мудаки, «инвесторы» молодцы. Ну и второй лагерь свою аксиому, понятно какую, имеет. Похожую) А любая аксиома штука скользкая, как и любая вера. Да и вообще, по плоскости интереснее ползать, чем по прямой, а в пространстве трехмерном еще веселее прыгать.
Стас Бржозовский, не знаю. Просто разные взгляды.
Александр Шадрин, Взгляд как раз одинаков — наличие аксиомы. Она мешает, я уверен
.Агрегатор., Ну да
Александр Шадрин, о, дочитал. На самом деле нету разницы. Любая монотонно растущая акция когда то начнет болтаться и наоборот. И вот когда монотонно растущая (или просто замечательная с точки зрения ФА) акция болтаться начинает, то можно прикрутить к фундаменталу кой че из «спекуляторского» и даже опционного арсенала. (Я не про ТА, свечи, уровни и пр. не подумай плохого) И результат «инвестирования» этой докруткой можно серьезно, мб в разы, улучшить
Стас Бржозовский, может быть. а риски во сколько раз выше станут?

может лучше старыми дедовскими методами — по-Баффетовски или по-Грехемовски ))
Александр Шадрин, Риски существенно уменьшатся, PL сгладится и доходность вырастет. По-Баффетовски конечно здорово, но нам грех не использовать очевидного преимущества перед Баффетом — у нас МАЛО ДЕНЕГ! (У большинства во всяком случае). И мы можем спокойно работать на открытом рынке без ощутимой обратной реакции.
Главная сейчас ошибка Шадрина, он верит в гос компании!

Но пройдет 5-10-15 лет и он поймет, что более худших и не эффективных компаний, чем российские гос компании, не существует!
avatar
elber, не во все гос.компании, и по поводу неэффективности согласен.

Вы читали данный пост?
Спасибо за труд, Александр. Очень занимательно
как ты по Газпрому Р/Е 3,5 получил? ума не приложу:

у Газпрома 23 673 512 900 о.а. 158 000 000 000 / 23 673 512 900 = 6,67 рублей прибыль на акцию. В пт закрылся Газпром по 153,5 рублей. 153/6,67=22,93 P/E 2014 = 22.93
если посчитать по кэшфлоу на акцию, то там мультипликатор следующий: 349 мрлд/ 23 673 512 900 = 14,5
дальше: капа 3,6 трлн + чистый долг 1,65 трлн = 5,25 трлн или $100 млрд EVA
Компания дорогущая для тех рисков, которые в себе несёт!
Сергей Верпета, во-первых, я использую совокупные прибыли, а во-вторых среднее значение за 3 года.
Александр Шадрин, ну хорошо, если ты приводишь совокупный доход (потому что по МСФО Газпрома нет понятия совокупная прибыль), то как ты усредняешь или реклассифицируешь вот эту статью:

и можно для тех кто: <Обычно разные небылицы про ФА могут говорить люди, которые не разбираются в данном вопросе> объяснить что значит эта статья, которую я привёл выше? я так понимаю по этой фразе ты разбираешься. вот прошу разъяснить, потому что я не могу разобраться
Сергей Верпета, да именно
Александр Шадрин, не понял…
Сергей Верпета, как что? там же выше написан состав статей — курсовые разницы, убыток от операций хэджирования, доля прочего дохода АС и СК
Александр Шадрин, опять не понял. мне интересно как ты получил Р/Е 3,5? ты пишешь нормализую и усредняю, т.е. применяешь модель Кейса Шиллера.
я тебя спрашиваю, раз ты это делаешь, наверняка, как парень, разбирающийся в ФА и сам об этом постоянно заявляющий, ты делаешь это осознано. вот объясни мне смысл статьи, которую бухгалтера Газпрома вертят как хотят и почему применяешь статью отчётности, которая не участвует в расчёте прибыли, но на основании этой статьи расчитываешь Р/Е?
наберись пож-та терпения и мне тюленю доходчиво объясни пож-та
Сергей Верпета, складываю 3 совокупных дохода за последние 3 года и делю на 3 — это средняя прибыль. Капитализацию делю на среднюю прибыль (т.е. совокупный доход).
Александр Шадрин, а почему ты берёшь совокупный доход? это же не прибыль
Сергей Верпета, из-за курсовый разницы в основном — куда её прикажешь девать ?

или того хеджирования — загляни в отчет Аэрофлота — посмотри, что они там натворили. Или на закрыть глаза акционеру?
Александр Шадрин, так в том то и дело что это ты закрываешь глаза, когда берёшь и выдаешь бесплатные авансы газпрому. у тебя есть финансовые расходы, всё! ты как акционер потерял эти деньги.
нет ты начинаешь считать какие-то статьи, всё что BTL, прибавлять, сам себя обманывать. не понимаю я этого
Сергей Верпета, но они реально отыграют и отыграли уже
Александр Шадрин, что реально отыграют?
дальше пойдёт переоценка основных фондов и прочее, прочее, прочее
это морок, Александр
посмотрим кэш-флоу за первое полугодие
Сергей Верпета, хорошо, надо как-то разобрать Газпром совокупные и чистые прибыли лет за 5.

может ты и прав.
про спред. делал такой анализ я ещё в 2012 году.
тут всё подробно: smart-lab.ru/blog/78748.php
диаграмму спреда, которую ты приводишь ты где взял?
Сергей Верпета, посчитал в Экселе
Сергей Верпета, да идеи спредов между префов и обычков — давно уже ходят.

Сургут и Дорогобуж схлопнули свой спред. Возможно и по другим такое же произойдет.
у меня только один вопрос — а почему раньше при ставках ОФЗ 6-8 %% акции не росли?
billikid, потому что они падали
Александр Шадрин, супер, а сейчас вырастут?
billikid, а сейчас вырастут!
Александр Шадрин, железная логика :)
и главное аргументированно то как, графиков столько много
1+1=3
billikid, ну блин, ты такие вопросы задаешь. У нас много аномалий — и если бы их не было и покупать было нечего. Все уже было бы дорого. И когда ставка была 6-8% — некоторые акции хорошо росли, и сейчас при 12% — есть такие акции.

Тут целый комплекс факторов должны сыграть — и в том числе и %.

Пример из жизни — представь в 2017 году депозитная ставка 5-6%, а акции росли в год по 25-40% в 2015 и 2016 гг, плюс еще гос.компании стали платить дивиденды по 25-35% от ЧП по МСФО.
И люди задумаются — а может купить акций, чем сидеть на депозите под 5%. И это как снежный ком.

Целая лавина в виде 20 трлн. руб. на депозитах зависла и когда она пойдет — вот тогда мы и увидим ММВБ и на 3000 и на 5000 пунктах.

Опасно сейчас ждать снижение рынка.

Василий Олейник, опасно ждать :)
Александр Шадрин, еще раз — я только одного не понимаю — почему СЕЙЧАС акции должны расти, когда страна в изоляции, бюджет трещит, ОФЗ искусственно держат и загоняют на нужнфй для банковской системы уровень
и при этом акции не росли — при растущей нефти, при миревовсеммире, при сумашедшем притоке нерезов в офз, при пухнущей банк системе не зажатой ограничениями по инвестициям в стоки, при роскошном бюджете и тд
billikid, а куда деньгам идти? как альтернатива доходности — за акциями сейчас перевес.
Александр Шадрин, блин Саша, ты злостный иезуит
вагон куда идти — в мелкие сраные банки, в стройку, в бакс, под подушку
как обычно
акции у обывателя на 125 месте по инвест привлекательности
ну прибыли от хеджирования у банков, конечно)
Григорий, :) Сбер и ВТБ? где деньги?
Александр Шадрин, в половине вариантов был не хедж, а удешевление рублевых займов, с помощью производных
такого факапа как рубль выше 50 никто не ждал
billikid, я именно про операции хеджирования — а не курсовые разницы.
Александр Шадрин, я не про курсовые разницы
я про то, что эти операции отнесли в разряд хеджа, но прямой эконом смысл был в удешевлении рублевых кредитов
Александр Шадрин, как вариант — rbcdaily.ru/finance/562949994999517
billikid, а в отчетности Сбера и ВТБ — это есть или это будет позже?
Александр Шадрин, это в отчетности сбербанк CIB и втб-капитала
она консолидируется в материнские?
billikid, если входит в Холдинг — то почему нет.
Александр Шадрин, ну изучай, да и осядет в них только комиссия за «переставку» на запад таких сайзов
никто в рф такой обьем на себе тащить не будет
все как страховании — весь крупный риск на перестраховку «заречку»
Александр Шадрин, надо посмотреть, какие банки обслуживали хеджеров и там искать в расшифровках)
Пролистал и обалдел от кол-ва текста графиков и т.д. Даже если бы платили деньги за эту писанину, не стал бы заморачиваться!
avatar
Petrov48, это пока есть энтузиазм
bobef, страховая компания, андеррайтер.
Александр Шадрин,
«Как такое может быть? Задаю этот вопрос – вновь и вновь…»
перестать голосовать за людей у которых 0 акций...
вплоть, до «нулевого» голосования
avatar
turtles_blogs, не понял — поясните? у государства — есть 50,2% и они выберут кого надо — что это изменит?
Александр Шадрин, изменит многое… возможно мажор начнет с уважением относится к минорам… и перестанет забирать «законные» 5 мест в СД… и сожать в эти кресла людей на «зарплату» без заинтересованности в показателях компани… + нужно продумать законадателям возможность досрочного прекращения полномочий таких «зарплатных» СД с нулевыми акционерами… или как альтернативный вариант путь мажор (государство) платит «своему» СД зарплату своими акциями…
avatar
turtles_blogs, так миноры почти и не голосуют — это ничего не меняет. Сейчас посмотрю прошлую явку на ГОСА.

Обычно — это государство, иностранные и отечественные фонды и всё.

Нужно хотя одного независимого — они этого явно боятся.
Александр Шадрин, нужне не хотя бы одного, а пропорционально долям (и подача кандидатур и голосование за тех у кого больше акций, а не за тех кто подал кандидатуру — иначе пусть тот кто подает кандидатуру отдает/продает кандидату хотя бы часть акций своих) и пресечь на корню не пускать «чужих» в свой «клуб», а нулевое голосование или не явка на собрания это прямой сигнал к отзыву полномочий нелигитимного «своего» СД
avatar
иначе такое положение дел как сейчас (мажор ставит свое управление на зарплату, никто ему какбы не мешает и не отзывает его орган управления, сам при этом получает возможность обогащаться не через дивиденд, доход компании вторичен вообще — главное контроль и игнор остальных собственников, и при этом доля не уменьшается… доход капает… ) НЕ ИЗМЕНИТСЯ!!! — более того может привести к КАТАСТРОФИЧЕСКИМ последствиям!!! т.к. нет развития…
avatar
кстати, почему один акционер (минор) подает больше одного кандидата в СД? на каком основании? ведь по уставу уже в СД такой директор (от юрлица) может иметь несколько представителей, если нужно, но ни как не один акционер — пусть минор- выдвигает и сам избирает 10 директоров…а то уже доходит до абсурда: один и тот же состав директоров в разных компаниях — одновременно…
avatar
turtles_blogs, и что делать то?
Александр Шадрин, уже написал:
1) как минимум отработать механизм отзыва СД а не ждать следующего собрания через год или три...(если не ошибаюсь, сейчас для отзыва всего СД достаточно 10% голосов Акционеров)
2)были попытки голосовать не только ЗА но и ПРОТИВ — как на смартлабе :) минусовать голоса… хоть это крайняя мера, но возможно на первых этапах это будет эффективно, т.к. скорее всего СД не будет выбран никогда, т.к.минор будет блокировать выборы или собрание вообще..
3) не допускать Директоров без акций к управлению компанией (голосовать пропорционально доле, т.е. будет проходить тот у кого больше акций) юр. лицо имеет право на одно кресло с множеством представителей… как то так))

как идея: возможно при голосовании учитывать кол-во акций принадлежащих кандидату с повышенным коэффициентом… что-бы акционер был в приоритете над «кандидатом» и проходил в СД внеочереди

стремиться к оплате труда СД через дивиденды, а не через зарплату
avatar
после нескольких таких итераций и дроблением больших пакетов акций, рано или поздно прийдет эффективный собственник с эффективным конкурентноспособным менеджментом… в идеале, например, 11 мест в СД и каждый директор представляет интерес 5-6% доли компании…
avatar
turtles_blogs,
1) мы и 2% не можем собрать, чтобы выдвинуть своего члена СД в Газпром, а Вы 10% — чтобы отозвать))
2) тоже самое — нет миноров на выборах.
3) не понял про это вообще

у члена СД — может и не быть акций, это же представитель акционера — причем тут это?

система мотивации СД — да должна быть привязана к задачам акционеров.
Александр Шадрин, у члена СД — может и не быть акций, это же представитель акционера — причем тут это? = именно, что представитель получается в приоритете над Акционером, а должно быть наоборот… нда… миноры наверно спят и ждут, когда их работу за них сделают… вот и делают…
avatar
turtles_blogs, ничего не понял — членов СД выбирают акционеры, и если они не могут консолидироваться — это их проблемы, разве не так?

Мажор не будет же их решать за миноров.
Александр Шадрин, получается, что есть только мажор, а все остальное: миноры вместе с низкой «спекулятивной» ценой на акции вообще мало кого волнуют… их как бы нет вовсе… какой тогда смысл вообще что-то анализировать и считать инвестиции? мажор делает своё дело (обогощается сверхбыстро за счет будущего компании), ему вообще выгодно не думать как заработаь за 10 лет капитал компании, а набрать кредитов(распределить) и все закрыть или «работать» в таком духе пока все не рухнет...
avatar
turtles_blogs, иногда и так бывает.

но изменения есть — в этом и смысл — купить, когда плохо, сделать хорошо — и жить счастливо :)
Александр Шадрин, «система мотивации СД — да должна быть привязана к задачам акционеров.» = с одной стороны да, но одно связано с другим и должно зависеть от другого, в смысле, почему акционеры которые не голосуют и не принимают участие никак держат акции? почему, например у них принудительно не выкупить их? за 3 копейки?.. СД не думают о капитализации компании (вместе с акционерами)
avatar
turtles_blogs, потому что это их право, а не обязанность.
По сургуту какие варианты?
Виталя Чёрный, я держу — как узнаем дивиденд, всё упадет — он возможно будет не 8,2 руб. и я покупаю.
Александр Шадрин, вы пишете что в Газпроме плохой менеджмент, и его надо менять. Я согласен, но если менеджмент не поменяется в ближайшие 1.5-2 года (а я не вижу причин ему поменяться), зачем покупать его акции!? Когда Путин скажет, что он недоволен работой Миллера, вот тогда можно будет купить Газпром, а сейчас зачем?
avatar
fxer, пока 50,2% будет в упор игнорировать остальных 49,8% ничего не поменяется
avatar
fxer, 25% от ЧП по МСФО за 2015 год на дивы — получим летом 2016 года хорошие дивы — вот причина.
Саша, может тебе на нормальную работу устрОиться? Получать хоть тыщ по 200 в месяц? Что за чушь покупать рассиянские акции больше чем на пару дней?
В гаспроне вор на воре и вором погоняет, нафиг его на долгосрок брать? У вас пуля в голове? Тут на баксе можно было два раза заработать за несколько месяцев, а вы все «успешные» истории рассиянской экономики покупаете. Смех!
Роман Соколов, может тогда, проще, уехать туда откуда баксы?
avatar
Александр, а Вы когда-нибудь были на конференс коле Газпрома с инвесторами?
avatar
Endeavour, нет
Александр, тогда я процитирую, что сказал инвесторам зам пред правления в свое время. Смысл сказанного им был таков: Вы хоть 100 миллионов акций газпрома купите — вы все равно никогда не будет акционерами компании, вы как были так останетесь спекулянтами. Вы бы лучше не акции покупали, а вложили хотя бы копейку в наши проекты. Где деньги то, покажите нам? А то говорите тут — акционеры. Примерно так дело обстоит.
avatar
Endeavour, классический не эффективный-ворующий управляющий мог так сказать (которго возможно заставляют работать), деньги в Банке на проэкты (под процент), но кто ж ему даст, если ни одного проекта, до того, не окупилось?..
avatar
Endeavour, как фамилия зам.преда и в каком году это было?

понятное дело проблемы есть — иначе Газпром не стоил 59 млрд. долл.

но считаю, иметь лимит на Газпром в своем портфеле нужно — будут изменения, и возможно, совсем скоро.
Ты слюнтяй так любишьтакими постами пыль в глаза бросать. Нагородил статью как салат винегрет ))))))). Но главное не это. А вот это — «Не надо бояться покупать акции. Надо бояться их не покупать» (УК Арсагера). Воистину прав был кот мотроскин — чтобы херню продать её надо сперва купить ))))))))) Ты чудик когда хочешь вписать себя в летопись крылатых фраз перед тем как их публиковать прочитай ее раз тридцать, не пару раз, иначе ты мало того что дизертир так еще и посмешище)))))))))))))))))))))))
Никто не будет менять руководство ГП, так как они блестяще справляются с проводником гос интересов. ГП-это социальный проект и пока это так, инвестировать туда не собираюсь.
Григорий, а куда собираетесь? почему общество такое инертное? всем все равно…
avatar
turtles_blogs, почему инертное — просто есть реальные задачи, есть нереальные, а есть задача сделать Газпром, компанией ориентированной на акционеров :)
Александр Шадрин, опять как то однобоко звучит))) т.е. заставить мажора гладить все шнурки)) такого не будет тоже))
все связано: Деньги на проекты только в случае успешной выплаты дивов и получения прибыли… а процент на Деньги(облигации) зависит от стоимости компании
и либо все загнется, либо будет процветать)
avatar
Александр Шадрин, не у государства.
Александр Шадрин, что вот подумал: купить сейчас, когда недооценено и продать потом большим деньгам, это ведь спекуляция получается, потому что спекулянты всегда пытаются опередить крупные деньги. Сама концепция недооценки, связанная с этим, на мой взгляд очень уязвима. Например, почему большие деньги должны быть обязательно глупые? Почему большие деньги не заработают больше, чем спекули? На мой взгляд, правильнее покупать такие акции, которые пригодны для долгосрочного инвестирования вне зависимости придут или нет на российский рынок домашний или иностранный капитал.
Александр Шадрин, кто-то сказал: что не пригодно для инвестирования на 3 года, не пригодно для инвестирования и на минуту.
Александр Шадрин, долгосрочно устойчивая концепция инвестирования не должна быть как-то связана с котировками акций, а только со стоимостью.
Григорий, возможно Вы и правы
turtles_blogs, общество как раз больше всего и получает от такой схемы.
turtles_blogs, я инвестирую в относительно небольшие компании, ну вот разве что в Газпромнефть есть доля и то потому что порядка там больше.
есть много разумного в словах Александра. Но соглашусь с Стас Бржозовский — если его подход комбинировать с разумной работой на волатильности — это даст дополнительный эффект к результату
avatar
Акции покупать надо, скажет вам Вагит Юсуфович.Но бояться надо емх в два раз больше, скажет вам Владимир Петрович!
avatar

теги блога Александр Шадрин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн