<HELP> for explanation

Блог им. aldemko

Скрытые дефекты, или Как войти малому бизнесу в госзаказ

Заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства и в котором приняли участие представители ведущих бизнес-объединений, заставило вносить корректировки в предложенные рабочей группой меры.
Мало какие из предложений по облегчению ведения бизнеса в стране прошли через дискуссионный строй Госсовета. Насколько, например, жизнеспособной окажется новая инициатива обеспечения доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам и участия предпринимателей в заказах госмонополий – квота для МСП увеличивается до 18%. Будет ли механизм работать или все же сфера 44-ФЗ и структура формирования контрактов госкомпаний для малого бизнеса по-прежнему закрыта? 
Об этом корреспондент ТПП-Информ расспросил Вячеслава Шамарина, руководителя Центра делового образования ТПП Воронежской области и сопредседателя областного отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». Вячеслав Шамарин в региональном отделении ОНФ курирует блок по экономике, который связан с госзакупками и поддержкой малого и среднего предпринимательства.

– Да, действительно, на сегодняшний день эта сфера для малого предпринимательства достаточно закрытая. ТПП Воронежской области провела в регионе опрос по удовлетворенности представителей малого и среднего бизнеса действием органов исполнительной власти, глав муниципалитетов.

В рамках этого мониторинга во всех 33 районах, которые мы проехали и где проводили опрос, беседуя с предпринимателями, наши эксперты пришли к выводу о закрытости данного сегмента. Стоит пояснить, что в ходе опроса эксперты отдельно касались темы доступа малого предпринимательства к госзакупкам и возможности участия малого бизнеса в закупках, которые инициируют компании с государственным участием, то есть это 44 и 223 федеральные законы.

Статистика не радует – в большинстве районов из числа представителей предпринимательского сообщества в закупках участвовало один-два максимум три человека, а те, кто участвуют, достаточно скептически относятся к озвученным на госсовете мерам поддержки.

Причина в том, что в существующей системе нет реальных механизмов проверки, нет механизма верно установить, действительно ли предприятие, которое «заявляется» на участие в закупке, предназначенной для субъекта малого или среднего бизнеса, соответствует этому регламенту.

Здесь может сработать скрытый механизм, а именно: крупные компании, которые уверенно заняли нишу госзакупок, могут выставлять в качестве участников аффилированные предприятия, которые юридически являются представителями малого или среднего бизнеса.

Поэтому тема реального доступа малого бизнеса к сфере госзакупок и квоты 15–18%, безусловно, очень важная. Государство должно установить более четкие критерии, правила и меры по контролю за тем, чтобы участвовали именно предприятия малого и среднего бизнеса, а не искусственно созданные аффилированные «дочки». Важно внести ясность и в большей степени регламентировать эту процедуру .

– Вячеслав Владимирович, на этом этапе в чем видится помощь ТПП? Это консультативная поддержка или помощь в подготовке документации, юридическое сопровождение?

– Это достаточно широкий и важный спектр услуг, который вы сейчас перечислили. Сегодня палатой эта помощь оказывается, но пока она мало востребована бизнесом.

Палата обучает навыкам работы и поставщиков, и заказчиков товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Экспертами палаты проводится обучение по повышению квалификации госзаказчиков. Нашими специалистами оказываются услуги по получению электронной цифровой подписи, по регистрации на площадке, по получению аккредитации и оформлению документации для участия в торгах. Но услуга не востребована малым бизнесом, потому что этот рынок фактически уже освоен крупными компаниями. Сегодня с введением квот малому бизнесу все равно достаточно сложно туда войти. Необходимо быть не только самому профессионалом, но и иметь профессиональную команду, которая сопровождает проекты на всех этапах получения и ведения госконтракта. К тому же не менее важно быть готовым к серьезному падению в цене.

Есть и другие препоны. К примеру, возьмем сферу поставки продуктов питания. Сегодня во всех регионах руководителями исполнительных органов власти делается акцент на том, чтобы как можно больше местных товаропроизводителей участвовало в той доле закупок товаров, которые приобретаются государственными и муниципальными учреждениями. Однако в данном сегменте в основном побеждают крупные логистические компании.

Эксперты ТПП эту ситуацию глубоко изучили и пришли к заключению, что поскольку заказчик не всегда имеет возможность провести экспертизу и определить качество товаров, то зачастую на закупки выходит предприятие либо зарегистрированное по адресу, по которому реального производства не существует, либо поставляющее товары часто низкого качества, даже если они номинально соответствуют ГОСТу.

А у заказчика зачастую нет денег на проведение экспертизы, нет квалифицированного специалиста, который имеет возможность принять этот товар по всем правилам и нормам либо как крайняя мера – отказать в поставке. Таким образом, у заказчика при нерадивом поставщике нет возможности отказаться от некачественной услуги или некачественного товара, потому что у заказчика нет резервного фонда. А это крайне важно, если госуслуга оказывается в рамках обеспечения питанием детей в детском садике или школе в течение определенного периода. Поэтому это комплексная проблема, и малым предприятиям очень сложно попасть на тот рынок, который уже освоен крупными компаниями.

Задача поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тех обозначенных на госсовете 15–18%, все-таки в перспективе должна выполняться, тогда это действительно будет работать на поддержку малого и среднего бизнеса, что жизненно важно для регионов.

Стоит отметить, что региональные ТПП, в том числе и ТПП Воронежской области, обладая возможностью внесения предложений в законодательные институты, готовы выйти с предложением о введении документа, который выдавался бы налоговой службой и служил подтверждением того, что данное предприятие относится к субъекту малого или среднего предпринимательства. И этот документ в обязательном порядке предоставлялся бы при участии в государственной закупке по категории малого предпринимательства – это как один из вариантов.

Второй вариант более сложный, но все равно имеет смысл его рассмотреть. Это анализ заказчика. Напомню, что на сегодняшний день в заявке в обязательном порядке требуется указывать ИНН учредителя компании и ИНН руководителя данной структуры. К примеру, если при проверке предоставленных заказчиком ИНН на предмет аффилированности было бы установлено, что данное предприятие относится к сегменту малого и среднего бизнеса, но его учредителем является крупный холдинг либо во главе этого предприятия стоит представитель, имеющий отношение к этому холдингу, то очевидно, что подобные предприятия не допускались бы к госзакупкам в рамках квоты малого бизнеса. Такие инициативы могли бы быть озвучены для внесения изменений в  аконодательство.

Данную меру, безусловно, необходимо прорабатывать, изучать – пока это просто как идея.

Также нашими экспертами – членами комитета ТПП Воронежской области по качеству продуктов питания предлагаются инициативы по созданию централизованных региональных логистических центров. В задачи подобных центров входило бы проведение централизованной экспертизы всех продуктов питания и более широкое применение процедуры определения поставщика как конкурс с ограниченным участием.

Такой конкурс предполагает введение дополнительных критериев, таких как участие в конкурсе товаропроизводителей, а не посредников, однако подобная процедура очень редко используется, ее, кстати, инициировали в рамках 44-ФЗ региональные органы власти.

Изначально была поставлена задача поддержать товаропроизводителей, но, к сожалению, пока заказчики этот способ определения поставщика выбирают достаточно редко.
источник
Другие новости по теме госзаказ 

 

о чем тут? не читал, расскажите.
Профессор Преображенский, Ключевые слова: госзаказ, малый бизнес, аналитика, государство
Профессор Преображенский, «Выводим на Российский рынок госзакупок, обеспечиваем контракты, выдаем тендерные кредиты, учим электронным торгам» © r2000.ru
Marcello, а понятно. сколько себе берете от суммы контракта? какова вероятность выигрыша?
Профессор Преображенский, вопрос к ТС, не ко мне. Это не мой бизнес.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP