<HELP> for explanation

Блог им. viapsit1980

США начали одновременно добывать больше нефти, а использовать меньше и более разумно

 

В День неза­ви­си­мо­сти агент­ство Bloomberg со­об­щи­ло о круп­ней­шем три­ум­фе аме­ри­кан­ской энер­ге­ти­ки. Уже ранее в этом году еже­днев­ный уро­вень про­из­вод­ства нефти США пре­вы­сил по­ка­за­те­ли Са­у­дов­ской Ара­вии и Рос­сии.
По­сколь­ку уро­вень до­бы­чи и не ду­ма­ет па­дать, с ве­ро­ят­но­стью к концу 2014 года США ока­жет­ся на пер­вом в месте в мире по про­из­вод­ству нефти. Это все бла­го­да­ря тех­но­ло­ги­ям слан­це­вой до­бы­чи. Есть дан­ные, что в 2013 году США про­из­во­ди­ли 7,44 мил­ли­о­на бар­ре­лей неочи­щен­ной нефти в день — самый вы­со­кий по­ка­за­тель с 1989 года, и по­вы­ше­ние на 49% по срав­не­нию с 2008 годом. А если еще учесть жид­кое топ­ли­во, по­лу­чен­ное из при­род­но­го газа, то Аме­ри­ка про­из­во­дит по­ряд­ка 11 мил­ли­о­нов бар­ре­лей еже­днев­но, и эта цифра рас­тет.


Это хо­ро­шая но­вость, но ее не стоит рас­смат­ри­вать изо­ли­ро­ван­но. С эко­но­ми­че­ской точки зре­ния, успех ос­но­вы­ва­ет­ся на том, что де­лать с име­ю­щим­ся в из­быт­ке при­род­ным ре­сур­сом. На­при­мер, Нор­ве­гия на­прав­ля­ет бо­гат­ства, по­лу­ча­е­мые от нефти, в огром­ный ре­зерв денег (сей­час там уже 840 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров), ко­то­рый су­ще­ству­ет в виде од­но­го из круп­ней­ших в мире ин­вест­фон­дов. На­про­тив, в Ни­ге­рии сред­ства от нефти в ос­нов­ном вы­во­дят­ся за гра­ни­цу. Если вы вы­ка­чи­ва­е­те тонны нефти из земли, суб­си­ди­ру­е­те ее про­да­жу, а затем все по­треб­ля­ют вла­дель­цы огром­ных ав­то­мо­би­лей (как в Ве­не­су­э­ле и Са­у­дов­ской Ара­вии), или ее сжи­га­ют, чтобы по­лу­чить элек­три­че­ство (как в Пу­эр­то-Ри­ко), то рас­ту­щее про­из­вод­ство особо ни на что не вли­я­ет.

На мак­ро­уровне ока­зы­ва­ет­ся, что США об­хо­дит­ся со своей нефтью до­ста­точ­но ра­зум­но. Это не слиш­ком об­суж­да­е­мый факт, но бум в про­из­вод­стве го­рю­че­го сов­пал с тихой ре­во­лю­ци­ей в его по­треб­ле­нии. США не толь­ко до­бы­ва­ет боль­ше, они еще и ис­поль­зу­ют мень­ше, и ис­поль­зу­ют до­воль­но осмот­ри­тель­но.

В 2013 году стра­но­вое по­треб­ле­ние было на уровне 18,9 мил­ли­о­нов бар­ре­лей в день — что выше, чем в 2012. Од­на­ко, этот рост шел за се­ми­лет­ним па­де­ни­ем. В 2005 году Аме­ри­ка по­треб­ля­ла 20,8 мил­ли­о­нов бар­ре­лей в день, а в 2012 — уже 18,49. Если срав­нить 2005 и 2013, то по­треб­ле­ние нефти сни­зи­лось в аб­со­лют­ных циф­рах на 9 про­цен­тов.

Рас­хо­ды на транс­порт со­став­ля­ют около 72 про­цен­тов ис­поль­зо­ва­ния неф­те­про­дук­тов и дру­гих видов жид­ко­го топ­ли­ва. И этот крайне важ­ный сек­тор стал на­мно­го эф­фек­тив­нее за по­след­ние годы — бла­го­да­ря на­ступ­ле­нию эры ги­брид­но­го топ­ли­ва, вве­де­нию новых стан­дар­тов и пер­ма­нент­но вы­со­ких цен на бен­зин. Сред­не­ста­ти­сти­че­ский ав­то­мо­биль, про­да­вав­ший­ся в Аме­ри­ке в июне 2014 года, по­треб­лял гал­лон (по­ряд­ка 3,8 л) на 41 ки­ло­метр — не ска­зать, чтобы бле­стя­щий ре­зуль­тат, но он на 27 про­цен­тов мень­ше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля ок­тяб­ря 2007 года.
США уда­лось раз­вить новые зна­чи­мые рынки экс­пор­та пе­ре­ра­бо­тан­ных неф­те­про­дук­тов, таких, как бен­зин — в Южной и Цен­траль­ной Аме­ри­ке, а осо­бен­но в Мек­си­ке.
Улуч­ше­ние еще за­мет­нее в сек­то­ре гру­зо­вых пе­ре­во­зок. Ком­па­нии с соб­ствен­ным пар­ком машин еще более за­ин­те­ре­со­ва­ны в эко­но­мии, чем обыч­ные люди. В ре­зуль­та­те — на­ли­цо целый ряд внед­ре­ний. Гру­зо­ви­ки осна­ща­ют­ся ги­брид­ны­ми дви­га­те­ля­ми. Го­ро­да за­ку­па­ют для своих транс­порт­ных си­стем новые ав­то­бу­сы, ко­то­рые ездят на при­род­ном газе — он де­шев­ле и от него мень­ше вред­ных от­хо­дов. Около трети со­вре­мен­ных гру­зо­ви­ков ездят на чи­стом ди­зель­ном топ­ли­ве (в 2007 эта цифра со­став­ля­ла 9,7%). В ре­зуль­та­те по­треб­ле­ние бен­зи­на в 2013 году ока­за­лось на уровне 2002-го — 3,2 мил­ли­ар­да бар­ре­лей, что на 5,5 про­цен­тов мень­ше, чем в 2007.
Рост про­из­вод­ства и па­де­ние по­треб­ле­ния внут­ри стра­ны при­ве­ли к рез­ко­му сни­же­нию им­пор­та нефти. Это очень хо­ро­шая но­вость, так как зи­я­ю­щий тор­го­вый де­фи­цит был и оста­ет­ся по­сто­ян­ной про­бле­мой США в по­след­ние годы. Когда уро­вень им­пор­та стра­ны выше, чем уро­вень экс­пор­та — стра­да­ет эко­но­ми­че­ский рост. Объем им­пор­та нефти упал зна­чи­тель­но. В 2006 году он со­став­лял 3,7 мил­ли­ар­да бар­ре­лей, в 2013 — уже 2,8, то есть мень­ше на 24%. По­сколь­ку цена на нефть оста­ет­ся за­вы­шен­ной, то рас­хо­ды на ее им­порт (что важ­нее чи­стых объ­е­мов) па­да­ют тоже. По дан­ным Фе­де­раль­ной служ­бы го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки США, в марте 2011 года на им­порт нефти при­хо­ди­лось 66,2% тор­го­во­го де­фи­ци­та. В ап­ре­ле 2014 года — всего лишь 38,4%.

США начали одновременно добывать больше нефти, а использовать меньше и более разумно
Кроме того, доля нефти в тор­го­вом де­фи­ци­те па­да­ет, по­то­му что рас­тет экс­порт. О том, каков по­тен­ци­ал экс­пор­та нефти, ве­дет­ся масса спо­ров. Счи­та­ет­ся, что мы про­да­ем очень мало своих уг­ле­во­до­ро­дов дру­гим стра­нам, но точ­нее будет ска­зать, что мы экс­пор­ти­ру­ем мало неочи­щен­ной нефти. (На самом деле в 2013 году США про­да­ла 43,8 мил­ли­о­нов бар­ре­лей нефти, что вдвое боль­ше, чем в 2012, и почти вде­ся­те­ро боль­ше, чем в 2003 году.) Од­на­ко, мы по­став­ля­ем су­ще­ствен­ное ко­ли­че­ство неочи­щен­ной нефти в дру­гих фор­мах, таких, как мо­тор­ный бен­зин.

США начали одновременно добывать больше нефти, а использовать меньше и более разумно
У Аме­ри­ки есть воз­мож­ность очи­щать нефть в боль­ших ко­ли­че­ствах, но спрос на это пока неве­лик. У дру­гих стран, вклю­чая со­сед­ние, си­ту­а­ция об­рат­ная — нехват­ка воз­мож­но­стей очи­щать, но рас­ту­щий спрос на бен­зин. США нашла новые рынки сбыта очи­щен­ной про­дук­ции — в Ла­тин­ской Аме­ри­ке, Цен­траль­ной Аме­ри­ке и осо­бен­но в Мек­си­ке, где про­да­жи ав­то­мо­би­лей рас­тут. Более 44% экс­пор­та бен­зи­на из США по­сту­па­ют имен­но в Мек­си­ку. Во­об­ще за по­след­ние несколь­ко лет экс­порт очи­щен­ных уг­ле­во­до­ро­дов вырос в разы: с 913 тысяч бар­ре­лей в день в 2004 году до 2,76 мил­ли­о­нов бар­ре­лей в день в 2013. Таким об­ра­зом, уро­вень экс­пор­та неф­те­про­дук­тов пока рас­тет быст­рее, чем уро­вень про­из­вод­ства.
Связь между энер­ге­ти­кой и эко­но­ми­кой лежит да­ле­ко не толь­ко в про­из­вод­стве. Есть че­ты­ре глав­ных со­став­ля­ю­щих: про­из­во­дить боль­ше, ис­поль­зо­вать мень­ше, ис­поль­зо­вать более эф­фек­тив­но и про­да­вать дру­гим стра­нам. В том, что ка­са­ет­ся нефти, у Аме­ри­ки идут дела все лучше по всем че­ты­рем па­ра­мет­рам.
 

Пора ИГИЛу взорвать парочку нефтепроводов

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP