<HELP> for explanation

Блог им. Victorfromrus

Рабочая сила в РФ 2014-2016

Так как автор не пишет на смартлабе, позволю себе перепечатать статью http://giovanni1313.livejournal.com/34039.html   
 
    Сергей Журавлев напомнил, что Министерство экономического развития выпустило очередной среднесрочный прогноз экономики РФ. Его комментарии по прогнозу в целом можете почитать по первой ссылке, меня же заинтересовала та часть Прогноза, которая касается оценок динамики рабочей силы.
Не так давно я уже писал, что численность экономически активного населения России в ближайшие годы будет либо стагнировать, либо сокращаться. Вкупе с тем, что уровень безработицы находится сейчас в районе исторических минимумов, рост экономики за счет экстенсивных факторов (т.е. увеличения занятости) очень маловероятен. В связи с этим любопытно посмотреть, какие прогнозы дает МЭР на основе последних данных по демографии и рынку труда.


Следует пояснить, что Министерство при составлении прогнозов по рынку труда основывается на данныхбаланса трудовых ресурсов. Баланс составляется на ежегодной основе и включает в себя данные о среднегодовой численности занятых по секторам экономики. Но самое главное, данные баланса не сопоставимы с данными по рынку труда, ежемесячно публикуемыми на основе обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ). Основные различия в методологии двух источников следующие:
— в балансе не учитываются лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком;
— в балансе не учитываются военнослужащие;
— в данных ОНПЗ не учитываются лица, находившиеся в длительном неоплачиваемом отпуске по инициативе работодателя;
— в данных ОНПЗ не учитываются иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок менее 1 года.
Тем не менее, только данные ОНПЗ содержат информацию о безработице. Поэтому МЭР приходится волей-неволей пользоваться данными из двух несопоставимых источников. Но вопросы тут не к министерству, а к Росстату, которому неплохо было бы унифицировать методологию.
После прояснения технических моментов, думаю, понятно, почему нижеприведенные цифры не совпадают с расчетами, которые я публиковал в посте по ссылке выше. Объективно данные ОНПЗ полезнее тем, что выходят оперативно.

Итак, прогноз численности рабочей силы от МЭР выглядит следующим образом:
1
Рабочая сила к 2016 году сократится на 1,3 млн. человек, или на 1,9%, от уровня 2012 г. Отметим, что если год назад МЭР оценивал численность раб. силы в 2015-ом на уровне 71,7 млн. человек, сейчас оценка сократилась на 0,5 млн. человек. Добавим, что МЭР рассчитывает на увеличение коэффициента участия в рабочей силе. При этом фактический максимум коэффициента – 65,9% — был достигнут в 2009 году. В последующие годы он незначительно снизился и сейчас составляет 65,5%.
МЭР планирует, что ежегодный миграционный прирост будет составлять 290-416 тыс. человек в год. И это очень высокая оценка. Максимальный миграционный прирост был зафиксирован в 2011 и составил 320 тыс. чел… В среднем за последние 5 лет миграционный прирост составлял 250 тыс. чел. в год. Поэтому итоговый вклад миграции в динамику рабочей силы в прогнозе МЭР может оказаться завышенным.

Министерство считает, что уровень безработицы на протяжении всего прогнозного периода будет составлять 5,7%. С оговоркой: «в отсутствие сильных негативных шоков в экономике». Даже с такой оговоркой предположение кажется оптимистичным: за всю новейшую историю наблюдений лишь один год может похвастаться подобными значениями (2012;  5,5%). Конечно, демографический фактор играет в пользу низкого уровня безработицы, но его вклад не стоит сильно переоценивать.
Таким образом, прогнозная динамика занятости будет следовать за динамикой рабочей силы:
2
Падение занятости к 2016 от уровня 2012 составит 1,2 млн. человек, или 1,8%. Соответственно, в ближайшие годы экономике придется преодолевать 0,4%-0,5% ежегодного спада в количестве рабочих мест за счет роста производительности труда.

Не будем забывать и о росте демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. В связи с увеличением продолжительности жизни, а также другими демографическими процессами, в ближайшие годы мы будем свидетелями очень сильного роста этого показателя:
3
За предыдущие 4 года, с 2008 по 2012, показатель числа граждан вне трудоспособного возраста, приходящихся на одно лицо в трудоспособном возрасте, вырос на 5,3 п.п. В следующие 4 года он вырастетуже на 9,1 п.п. (Данные МЭРа и Росстата опять немного различаются…)
В макроэкономическом плане это означает дальнейшее снижение динамики доходов в расчете на душу населения по сравнению с темпом роста ВВП. В социальном плане – перспективы усиления расслоения населения по категориям «работник» — «пенсионер». В фискальном – потребность в увеличении финансирования социальных обязательств государства. Но такое усиление уже будет идти вразрез с планами самого министерства экономического развития. Оно планирует ускорить экономический рост за счет роста нормы инвестиций. Все надежды — на иностранного инвестора, но этого «прекрасного принца на белом коне» МЭР рискует так и не дождаться. И тогда придется делать непростой выбор между сохранением уровня жизни пенсионеров и «инновационно-инвестиционной» моделью развития.
Впрочем, пока явно побеждает третья модель — «ВСМ-ЧМФ-ВПК». Аббревиатуру, я думаю, расшифровывать не нужно :) Она (модель), конечно, «инвестиционная» и даже кое-где (в части ВПК) «инновационная». Но вряд ли светлые головы из МЭР имели в виду именно такой сценарий. 
 


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UP