Блог им. US30Y

О вчерашних (10 января 2025) санкциях на пальцах

    • 11 января 2025, 11:53
    • |
    • US30Y
  • Еще
Как карго-брокер, я глубоко в теме нефтетрейдинга, и получив 27 страниц проекта санкций ещё вчера утром я был обескуражен. Собственно, на этом нефть и дизель скакнули на биржах. Все участники рынка восприняли это как факт, что, собственно, в 10 утра по Нью-Йорку фактом и стало. Кстати, проект санкций интересен для чтения тем, что там указаны причины. В самих санкциях причины уже не указаны или указаны в сокращении.
Попробую на пальцах объяснить как работают эти конкретные санкции. Вот вы, к примеру, африканская тумба-юмба и чихать хотели на санкции. Говорите трейдеру (а их много перечислено в списке) привези ка мне милый 30000 тонн дизеля. В Африке на дизеле очень много электричества вырабатывают. И вот трейдер говорит: «не вопрос! А как вы нам заплатите?». И тут начинается самое интересное — любой банк в любой валюте, даже Тумба-юмбы — имеет отношения с другими банками. И поэтому, если он заплатит этому трейдеру, или любому аффилированному лицу или компании (смена юр лица не поможет поэтому), то он МОЖЕТ попасть под вторичные санкции. Допустим этот банк только с тугриками работает, но у него же есть куча контрагентов которые работают не только с тугриками. И эти контрагенты ТОЖЕ могут попасть под вторичные санкции. По сути, этот банчок из Тумба-юмбы может скомпрометировать всех. Получается что тумба-юмба может заплатить только «впотай», криптой какой-то или как-то ещё.
Но американцы не дураки, и ввели санкции против страхователей грузов и для надёжности против кораблей. Это сигнал всем корабелам — будете такое возить — ждите санкций. Всем страховщикам — будете такой страховать — ждите санкций.
Какое же решение для Тумба-юмбы?
Тумба-юмба говорит: будем покупать, но только соблюдая санкции и ценовой потолок, перевозя товары правильными танкерами и правильными страховками. Причём умышленно не все производители нефтепродуктов в санкциях и не все трейдеры. Например Лукойл не в санкциях (сам Аликперов при этом под санкциями), трейдер Лукойла — LITASCO — тоже не в санкциях. Потолок по нефтепродуктам очень комфортный: 100 долларов за баррель, реальные цены в пересчёте на баррель сейчас сильно ниже (80-85 на разные нефтепродукты из 🇷🇺).
То есть эти санкции, по сути, не про финансы буквально, а про ДОМИНИРОВАНИЕ.
Они прямо говорят — обязаны соблюдать их. То есть сейчас у 🇷🇺 выбор из плохого и ещё худшего:
Или согласится с санкциями и ПОДЧИНЯТЬСЯ ИМ ФАКТИЧЕСКИ, или, де факто, лишиться очень значительной части рынка. Причём на этот раз именно дальние рынки в этом случае закроются почти сразу. Если, конечно, вторичные санкции реально будут применять.
С нефтью ситуацию поставили ещё жёстче. Тут ультиматум: или вы роняете цены до 60 долларов (дисконт 20 баксов от текущего рынка), или лишаетесь возможности продавать вообще. Текущий реальный дисконт был на разные сорта от 1-2 долларов до максимум 10. Лёгкую нефть брали в основном 🇨🇳, и, как видите, они на опережение закрыли свои порты для санкционных танкеров.
Фактически, это удар и по финансам, и, самое главное, по самолюбию, по самооценке, по гордости и независимости. Ситуация, не побоюсь этого слова, уникальная.
★2
40 комментариев
а нашему хоть ссы в глаза все божья роса. грит что все на пользу. царю виднее
Когда США наложили санкции на поставки нефти в Японию, случился пирл Харбор. 
Не думаю, что сейчас США получит удар. Но выведение части нефти с рынка приведет к некоторому росту цены на неё и будет неприятно многим странам.
Теоретически можно договорится с саудитами, чтобы слегка прижать их поставки, опять же, выиграв за счет цены. 
Ну и никто не запретит сделать танкеры мишенью для отморозков, среди коих не только хуситы. Тем более, что и предлог есть — Израиль. 
Многим в мире это не понравится. 
А в общем, долго  гегемон раскачивался, возможно, упустил время.
avatar
Отличная статья! Я тоже в теме экспорта нефти морем. И зная, что нефть — это наше всё, мне ну вот ваще непонятен вчерашний праздник на МОЕХ на фоне этих санкций. Перспективы — дрянь.
avatar
Carlson, доля нефтегазовых доходов бюджета (грубо) 30%. Из них более 70% — НДПИ. Примерно 2,5% экспортная пошлина и 26% дополнительные налоги. Сколько процентов будет выбытие из-за снижения морской поставки нефти? И сколько % будет дополнительно получено за счет роста цены? 

avatar
Сколько процентов будет выбытие из-за снижения морской поставки нефти? И сколько % будет дополнительно получено за счет роста цены? 

SergeyJu, так и сколько?
avatar
Carlson, я думал, что если Вы так уверено пишете, может быть, знаете. Экспорт нефти в 22 году составлял примерно 45% от всей добычи. Данных 24 года не видел.  Сколько будет потерь от сокращения морской доли экспорта, насколько её компенсирует экспорт по железной дороге и трубопроводам, что будет с экспортом нефтепродуктов, будет ли мировой рост цены нефти и насколько,  не могу предположить.
P.S. Пишут, что экспорт Финляндии за год сократился на 30%. Как-то же они это переживают. 
avatar
SergeyJu, я уверенно пишу про то, что эти санкции — негатив, тем более в перспективе. Фискальной политики нашего государства я в совершенстве не знаю. Нынешний трубопроводный экспорт мал по сравнению с морем. Большого роста цен на нефть от санкций не будет: Запад вводит санкции на те наши товары, которым нашел у себя замену. То есть мы будем меньше зарабатывать, но они от этого не будут больше тратить.
avatar
Carlson, ну так никто и не спорит с тем, что санкции зло. Вопрос же не в теории, а цифре. Какова величина этого зла? 
avatar
SergeyJu, Работают люди в нефтегазовых компаниях — и платят НДФЛ, НДС, коммуналку, акцизы, штрафы, пошлины… А это ведь уже «ненефтегазовые доходы», верно?
Александр Мерков, И вот поработал такой человек месяц — получил з/п. Пошел в магазин и купил импортный товар — оплатил импортную пошлину, которая заложена в цену товара. И которая тоже «ненефтегазовые доходы»). А импортер с выручки вернул кредит Сберу, который из прибыли заплатил дивиденды, которые тоже «ненефтегазовые доходы»
Александр Мерков, НДС платят компании. Коммуналку платят не государству. Акцизы есть, например, на бензин. Экспортные пошлины четко различаются на нефтегазовые и не нефтегазовые. 
Штрафы и пени, поступающие в бюджет — просто копейки по сравнению с основными бюджетообразующими налогами. 
Попробуйте все же  отделять мух от котлет. 
avatar
SergeyJu, Вы принесли домой деньгу 100р. Отдали жене 50р и она купила продуктов, сыну 10р и он оплатил счета семьи, дочери 10р и она сходила в хозмаг. По вашей логике мужьи доходы только 30%. Так?
avatar
Андрей, зачем Вы такую глупость написали? 
Если хотите ответ по существу, сформулируйте свой вопрос четко и по делу. а не в виде непонятной аллегории.
avatar
SergeyJu, вам выше уже написали. Эти «ненефтегазовые» доходы это продолжение цепочки нефтяных денег. Называть вы их можете как угодно, суть не меняется.
avatar
Андрей, а еще продолжение цепочки деревянных денег. А еще продолжение цепочки аграрных денег. А еще продолжение множества других цепочек. Сказали а — ну так уж извольте весь алфавит выучить. 
avatar
SergeyJu, По коммуналке Вы правы отчасти — это поборы непрямые. Потребитель услуг платит госкомпаниям-монополистам, а уже они потом платят в бюджет. По НДС — не правы совсем, НДС платят все. Если ходите в магазин — посмотрите на чек повнимательнее. На каждом чеке строка — «в т.ч. НДС». И да — акцизы у нас не только на бензин). В конечном итоге имеем, что огромная часть денег, полученных от продажи углеводородов, возвращается в бюджет в виде «ненефтегазовых доходов».
Александр Мерков, в магазине Вы платите не в бюджет, а продавцу. 
Как мне надоели люди, которые путаются в трех соснах. Продавец поставит бОльшую часть НДС в зачет по приобретению товаров и услуг, а в бюджет заплатит разницу НДС уплаченного и НДС полученного. То, как Вы рассуждаете, логически приводит к многократному счету одного и того же НДС. 
И откройте же наконец документы по бюджетам федеральному и субфедеральным и посмотрите, что там большое, что там маленькое (относительно). 
Если Россия потеряет в результате санкций 10% экспорта, будут потери в ВВП, в доходах населения, тут нечего спорить. Но не те же 10%, а существенно меньше.
P.S. Вы так рассуждаете, словно в управляющих компаниях нет дворников, сантехников, бухгалтеров, начальников, нет зарплаты и прочих издержек, а ТЭС несут расходы только на газ и ни на что больше. 
avatar
Carlson, поддержу, глупые деньги физиков гоняют туда сюда, свечи дневные просто ужас.
avatar
А не кажется ли вам, что эти санкции не только проблема продавца, но и покупателя, Нам то нефти и газа хватает для жизни внутри. Пусть и покупатель немного репу почешет.
avatar
Ludaemal, да, но всё же в мире есть и другие поставщики, которые не сразу, но займут нашу часть рынка
avatar
NargunTC, Ну, Да, Европа уже поменяла поставщиков газа вместе с географическим расположением своих заводов на территорию поставщика. Прибыль и выгода огромная. Бартер называется.
avatar
Рубль бакс на 120+
avatar
PL Silence, так ему по-любому на 120+. или предполагали, что при депозитах в рублях под 20-25% может быть иначе?)
этими «санкциями» просто дают возможность сохранить лицо перед лохторатом)
avatar
интересно, спасибо.. 
Спасибо за размышления. А в чем отличие от предыдущих санкций, от ситуации актуальной еще позавчера?
avatar
Митин Артём, в акцентах. Прошлые санкции были половинчатыми и прямо в тексте сами говорили как их (санкции) можно и нужно обойти. А тут нанесли чёткие и конкретные удары. И все профессиональные учасника рынки все сигналы поняли, поверьте, правильно. Именно поэтому такая сильная реакция в нефти и нефтепродуктах. Если, к примеру, кто-то наглый попробует обойти топорно эти санкции, и при этом сразу же попадёт под вторичные санкции, то это будет уже не сигнал, а удар в набат.
avatar
US30Y, сработают если они против своих же начнут вводить санкции. 
avatar
Каторга, там «своих» и «чужих» нету. Вот танкер, который сейчас на буксирах у Германии, это танкер зафрахтованный Трафигурой. Они, очевидно, санкций не нарушают итак (ценовой потолок не превышен, скорее всего правильный страховщик и точно не судно из санкционного списка). А трейдеры, вся суть которых брать на себя геморрой с продажей того, что продавать как бы нельзя, они свои? Как по мне так они такие же свои, хоть там и русские люди. Они не заинтересованы в том чтобы что-то делать в 🇷🇺 кроме как купить и с наценкой продать. Особый цимес, всё это на заёмные деньги, занимают в российских же госбанках. По мне, с точки зрения условных американцев они «свои» в доску
avatar
Согласен, физики на мосбирже вчера торговали факт что это «последние санкции», а не то сильные они или нет. Никто нихера не разбирался вчера
Я думаю они ударят достаточно сильно. Отличий от предыдущих раундов несколько:
1) до сих пор США всегда избегали подходов которые могли привести к выдавливанию нашей нефти с рынка. Цель была — снизить выручку не трогая объемы. Йеллен об этом говорила. Не хотели роста цен на бензин для американцев. Сейчас впервые все иначе, нефти много нарынке, поэтому подход другой
2) массовый удар по танкерам, которые легко отслеживать и контролировать. Пришел танкер в порт, разгрузился, значит порт нарушает. Повод пообщаться. результат — Шандонг отказался принимать санкционные суда. Это 700 тыс баррелей в день нашей нефти. Санкции США на суда работают вполне, пример — тот же Новатэк, где судно плавало плавало и вернулось назад с грузом
3) комплексный удар по инфраструктуре поставок — сами нефтяники, страховщики, трейдеры, суда опять же. Комплексный блок обойти будет более сложно, чем урывчатые санкции на отдельные элементы цепи

это не пройдет так просто как Моекс отторговал вчера
avatar
Я смотрю Ципсо в шоке. Ввели такие жесткие санкции, а русские рады. Что ж дэбилы… Санкции то дырявые как и ваши мозхи
А сдать полный танкер в аренду можно? Или порт специальный под санкции выделить, пусть вешают?
Хрен Столовый, все связаны со всеми. Скрыть отгрузку де факто невозможно. Так что любая юридическая придумка всё равно будет попадать под возможные вторичные санкции
avatar
US30Y, в смысле невозможно? пригнали нефть в Китай, он что, должен перед США отчитываться кто ему и что пригнал? Или там контролеры американские в каждом порту стоят?
avatar
profynn, считайте что контроль есть в каждом порту, если так угодно. Программы типа kpler или vortexa успешно показывают движение ВСЕХ судов включая теневой флот. Откуда и как они берут эту информацию — не знаю. Но именно по этой причине, например, китайские порты закрыли для санкционных танкеров
avatar
US30Y, да вот не факт, это не наши ж суды где когда надо к духу, а когда нет к букве, там может и сработать
Хрен Столовый, проблема вторичных санкций, что вводятся они сразу и, по большому счёту, по беспределу. А снимать их долго сложно и дорого в судах (годами измеряется)
avatar
Забавно читать нытье *всёпропальщиков*, Неужели вы думаете, что НАШИ не предусмотрели это? Все давно в курсе, и обход предвиден думаю, либо ответка через третьи лица
avatar
Тимур К, так мы довольно скоро всё и увидим. Но по факту, если красную тряпку с глаз снять, то станет понятно, что ничего хорошего не случилось. И потеря 20% от доходов это самое лёгкое последствие. А вот если 🇷🇺 начнёт исполнять ограничения по потолку, то это будет мощнейший сигнал всему миру — игнорировать санкции нельзя. И по факту, это будет хуже чем проиграть сражение на каком-то участке фронта, это будет мощнейший имиджевый удар и репутационный.
Но можно, конечно, всё это игнорировать «я в домике»
avatar
Ой да ладно, еще не так давно игиловцы эту нефть чуть ли не бочками на ишаках возили в Европу и все норм. Найдут обходы и на этот раз, а может уже заранее приготовились.

Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист(контрабандист) ради прибыли в 300% ©
avatar
chizhan, но транзакционные издержки из-за санкций вырастут. Эти, на ишаках, сдают халявную нефть правильным пацанам, американцам и туркам, с огромной скидкой. Но она им и достается почти даром. 
А Европе и не только приходится за все платить. Так что базовая цель санкций далеко не только Москва. 
avatar

теги блога US30Y

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн